up
Все теги  

Где готовят «суперкомпьютерные» кадры для инновационной России?

 

 

Компьютеры давно и прочно вошли в нашу жизнь, а вот о суперкомпьютерах до недавнего времени было известно немногим. Несколько лет назад в России стартовал проект «Суперкомпьютерное образование», благодаря которому об этих чудо-машинах и их возможностях стало известно каждому.

Суперкомпьютеры – это вычислительные машины, которые по многим параметрам существенно превосходят всю существующую электронную технику – от современных ноутбуков до мощных стационарных компьютеров. Они с успехом применяются для решения сложнейших вычислительных задач во многих сферах науки, таких как молекулярная химия, квантовая и ядерная физика, метеорология, фармацевтика, нефтедобыча, криптография и многих других.

В нашей стране первым шагом к развитию суперкомпьютерных технологий стало создание в 2008 году « Суперкомпьютерного консорциума университетов России» на базе четырёх крупнейших вузов страны – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ), Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Томского государственного университета (ТГУ) и Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). Основная цель их объединения – развитие и эффективное использование суперкомпьютерных технологий в образовании, науке и бизнесе. Сегодня постоянными и ассоциированными членами Консорциума являются более 50 российских вузов и общественных организаций.

За последние несколько лет в России были созданы десятки мощнейших суперкомпьютеров для решения самых разных задач – от прогнозирования климатических изменений до создания новых лекарств и способов лечения. Один из них – суперкомпьютер «Ломоносов» – входит в двадцатку самых быстродействующих суперкомпьютеров мира. Однако для работы на таких высокопроизводительных машинах необходимы квалифицированные специалисты, которых у нас в стране пока очень мало. Для их подготовки комиссией при Президенте РФ по модернизации и экономическому развитию в России был дан старт проекту «Суперкомпьютерное образование», реализацию которого в 2010-2012 годах осуществляют МГУ им. Ломоносова, крупнейшие отечественные вузы и члены Суперкомпьютерного консорциума. Задача проекта – создать устойчивую систему подготовки кадров для приоритетных секторов экономики страны.

В основе проекта лежит создание научно-образовательных центров «Суперкомпьютерные технологии» (НОЦ СКТ), которые будут координировать деятельность вузов по подготовке и переподготовке кадров в этой области. Помимо обучения и повышения квалификации специалистов, в сферу деятельности ресурсных центров входит разработка учебно-методических рекомендаций, подготовка книг и учебников, организация взаимодействия между образовательными, научными и бизнес-структурами в области суперкомпьютерных технологий. За первые два гола работы проекта были созданы пилотные центры СКТ в 7 российских регионах: «СКТ-Центр», «СКТ-Южный Урал», «СКТ-Поволжье», «СКТ-Северо-Запад», «СКТ-Сибирь», «СКТ-Дальний Восток», «СКТ-Юг».

Первое, что сделали эксперты научно-образовательных центров сразу после их открытия, – разработали перечень профессиональных компетенций, на базе которых были модернизированы федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям «Фундаментальная информатика и информационные технологии», «Прикладная математика и информатика» и «Математика» для усиленного изучения суперкомпьютерных технологий. Именно эти стандарты стали определяющими при подготовке учебно-методических материалов и программ в рамках проекта.

В 2010-2011 годах в научно-образовательных центрах СКТ были разработаны около 50 тематических курсов, по которым прошли переподготовку и повышение квалификации более 200 преподавателей из 40 российских вузов. В 2011 году была реализована масштабная программа подготовки, в результате которой более полутора тысяч специалистов получили сертификаты базового уровня, необходимого для начала работы с суперкомпьютерами. Особого внимания заслуживает работа центров над подготовкой программ для углублённого изучения отдельных дисциплин в сфере суперкомпьютерных технологий. В результате более 550 человек прошли интенсивное обучение в 23 группах по 14 образовательным программам.

Научно-образовательные центры СКТ активно сотрудничают с зарубежными университетами и научными сообществами. В 2010-2011 годах были созданы несколько совместных программ и заключено более 50 партнёрских соглашений. К подготовке высококвалифицированных кадров в рамках НОЦ СКТ были привлечены около 30 иностранных специалистов. Так, например, в 2010 году в нескольких российских вузах прошли выступления американского специалиста по архитектуре суперкомпьютеров Томаса Стерлинга.

Суперкомпьютерные технологии имеют сегодня большое значение для России и являются одним из приоритетных направлений модернизации страны. Создание научно-образовательных центров и эффективное использование всех накопленных знаний помогут решить многие сложные задачи и позволят России конкурировать на международной арене с сильнейшими странами мира.

 

sendgrid