up
Все теги  

ЕГЭ – десять лет спустя

Сегодня единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это обязательная форма аттестации всех выпускников школ. Первый ЕГЭ прошел еще в 2001 году, но споры вокруг него не утихают, каждый раз разгораясь с новой силой в период экзаменационной кампании.

В советское время оценки в школьном аттестате напрямую зависели от отношения учителя к конкретному ученику. При этом все школы занимались «приписками» и массовым производством медалистов для того, чтобы быть на хорошем счету. Потом наступили 90-е, и вузы стали сами устанавливать правила приема, требуя от выпускников знаний, которых им не давали в средних учебных заведениях. Возник огромный, «теневой» рынок репетиторства, когда поступление абитуриента могли гарантировать только занятия с преподавателями того института, в который хотел поступить выпускник.

В 2001 г. ЕГЭ ввели в пяти регионах страны, затем список участников эксперимента постепенно увеличивался. В 2009 г. ЕГЭ стал обязательной и единственной формой аттестации выпускников школ на территории России.

Главным достоинством единого госэкзамена, которое определило его жизнеспособность, стала объективность оценок. Благодаря ЕГЭ, успех поступления абитуриента в вуз стал определяться только знаниями. Двери ведущих вузов открылись для всех талантливых ребят вне зависимости от того, насколько далеко они живут от столичных центров. 

Огромным преимуществом для выпускников стала и возможность сдавать экзамен всего один раз. Главный системный «плюс» ЕГЭ – транспарентность. Единый госэкзамен впервые позволил выявить и наглядно продемонстрировать существующие изъяны в образовании, а также снизить уровень коррупции.

Таким образом, можно отметить несомненные достоинства ЕГЭ:

1) более объективная оценка знаний учащихся:

– отсутствует субъективное отношение учителя;

– работы оцениваются не по 5-, а по 100-балльной системе;

2) уменьшение поля для коррупции:

– транспарентность системы; 

– отсутствие прямого контакта с преподавателями и членами приемных комиссий;

3) повышение мобильности абитуриентов: 

– получение доступа к обучению в лучших вузах, независимо от места проживания, возможность отправить документы сразу в несколько вузов;

4) уменьшение количества экзаменов:

– одна серия экзаменов вместо двух (в школе и в институте);

5) создание более объективного механизма оценки качества образования в разных школах и регионах:

– автоматизация системы подведения результатов экзаменационных кампаний. 

На съезде Всероссийского педагогического собрания 31 мая 2011 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин сказал: «Плюсы от введения ЕГЭ очевидны и бесспорны. Основная цель – двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества образования детей и работы самих педагогов. А главное, мы значительно расширяем возможности способных детей из сельской местности, отдаленных территорий продолжить образование в лучших региональных и федеральных высших учебных заведениях».

Критики в отношении ЕГЭ тоже хватает. Одна из основных претензий заключается в том, что последние два года обучения в школе, выпускники не получают знания, а зубрят ответы на тестовые задания, да и победить коррупцию до конца тоже не удалось. Каждый год изобретаются все новые способы сдачи экзаменов за нерадивых учеников. А Министерство образования и науки РФ вынуждено придумывать все новые способы нейтрализовать «умельцев».

Но система проведения ЕГЭ постоянно совершенствуется. В начале сентября 2011 г. Министерство опубликовало новый проект приказа об утверждении порядка проведения ЕГЭ. Согласно документу, участники тестирования будут нести ответственность за умышленное искажение результатов экзамена и нарушение порядка его проведения, а также за разглашение заданий. Все изменения могут вступить в силу уже в следующем году.

Также предложен новый проект правил приема, согласно которому победители олимпиад смогут воспользоваться льготой при поступлении лишь в один вуз. Кроме того, Рособрнадзор планирует объявлять минимальные пороги баллов для сдачи единого госэкзамена по всем предметам до начала нового учебного года. Летом 2011 г. уже был объявлен минимальный проходной балл по русскому языку и математике. Еще одна из предлагаемых новаций – отказ от бумажных свидетельств о сдаче ЕГЭ. Вся информация о результатах тестирования будет храниться только в Федеральной базе свидетельств, к которой будут обязаны обращаться вузы при проверке итогов экзаменов.

И, наконец, предлагается изменить всю систему сдачи ЕГЭ таким образом, чтобы школьники могли сдавать экзамены сразу после завершения курса по тому или иному предмету. Например, итоговую оценку по географии в этом случае школьники смогут получить уже в 10 классе.

Мнения экспертов 

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), академик Российской академии образования, экс-министр образования РФ считает, что ЕГЭ вводился для решения двух крупнейших задач российского образования.

Первая задача – создание механизма более объективной оценки качества школьного образования, ведь без необходимого объективного, независимого измерителя вообще нельзя говорить об улучшении качества образования, если реальное состояние его неизвестно. До введения ЕГЭ была ситуация, когда школа, учителя обучали учеников и сами же принимали у них выпускные экзамены. То есть школа и педагоги сами оценивали свой же труд. В итоге оценки «тройка» или «четверка» в аттестате учеников одной школы не соответствовали этим же оценкам учеников другой школы, а потому оценки школьных аттестатов учеников не признавались вузами. Вот и рисовали себе оценки в школах так, что двоечников не было. До ЕГЭ – их было около 1-2%, а в эксперименте по ЕГЭ в 2001-2008 гг. – от 20 до 26%.

Вторая задача ЕГЭ – создание механизма более объективного доступа способной молодежи в вузы. 

И главным доказательством того, что вторая задача ЕГЭ решается, является резко возросший приток иногородних студентов во всех ведущих вузах России. 

Конечно, система ЕГЭ будет и в дальнейшем совершенствоваться, в частности, одновременно с новыми стандартами профильной старшей школы. Надо совершенствовать и иные механизмы поиска и приема в вузы способной молодежи – победителей олимпиад; талантливой творческой молодежи; проявивших себя в спорте; лиц с ограниченными возможностями, которым природа, государство или обстоятельства не дали возможности получения качественного школьного образования.

Петр Чубик, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета: «Я за ЕГЭ как некое общее мерило качества школьного образования. Если этим инструментом пользоваться правильно, то можно увидеть «изъяны» в освоении школьниками отдельных предметов, а в отдельных предметах – даже «изъяны» освоения тех или иных разделов.

Все это – сигнал для необходимых изменений (улучшений) материально-технической базы классов физики, химии, биологии и др., учебно-методического обеспечения тех или иных предметов или их разделов, повышения квалификации конкретных учителей и т. д. В масштабах страны ухудшающаяся динамика освоения тех или иных предметов может стать поводом для еще более серьезных изменений, например, принятия мер для повышения качества подготовки учителей, закрепления в школах молодых учителей, повышения зарплаты и др. Конечно, можно сказать, что все это нужно делать независимо от результатов ЕГЭ – тотально. Но где на эту тотальность взять ресурсы? Да, технология проведения ЕГЭ пока несовершенна, но для совершенствования нет пределов, она будет шлифоваться всегда. В то же время даже опыт отдельного вуза – ТПУ – показывает, что ребята, пришедшие к нам с высокими баллами по ЕГЭ, свои хорошие знания подтверждают. А вот с чем я не согласен, так это с тем, что у нас всего два обязательных экзамена – математика и русский язык. Мы зачем себя обедняем, в угоду кому? Пока мы окончательно не потеряли когда-то одну из лучших в мире инженерных школ и лучшую в мире фундаментальную науку, перечень обязательных предметов ЕГЭ нужно расширять».

sendgrid