up
Все теги  

Россияне сильны в чтении и математике, но отстают в компьютерных знаниях

Все уже давно привыкли к различным тестированиям и опросам, которые проводятся среди российских школьников. Но на этот раз объектом исследования оказались наши взрослые соотечественники.

Программа международной оценки компетенции взрослых (PIAAC – Programme for the International Assessment of Adult Competencies), которая, начиная с 2008 года, регулярно проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), впервые приняла в число своих участников Россию. Более 5000 респондентов в возрасте от 16 до 65 лет из самых разных уголков страны ответили на вопросы из области математики, чтения и компьютерной грамотности.

Основная цель проводимого исследования – не определить общий уровень образованности взрослого населения, а выяснить, насколько свободно они могут пользоваться полученными в школе или университете знаниями в своей повседневной жизни. Поэтому вопросы PIAAC существенно отличались от обычных образовательных тестов и были связаны с реальными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

Так, например, исследователей мало интересовала скорость чтения респондентов и их литературная грамотность, гораздо важнее – умение осознавать прочитанное, анализировать его и делать верные выводы. Поэтому вместо отрывков из Чехова или Бунина испытуемым предлагали прочесть объявления о вакансиях или инструкции из тренажерного зала, а затем выделить в них самое главное.

Отрадно, что большинство российских респондентов успешно справились с заданием, что позволило нам занять 8 место в общем рейтинге по чтению. Если говорить языком цифр, то в исследовании в области чтения Россия набрала 275 баллов, что на 2 балла выше «среднего по больнице». Лидерами в этой категории стали японцы с результатом 296 баллов, финны (288 баллов) и жители Нидерландов (284 балла).

Не менее интересными были задания из области математики. Участникам исследования предлагалось посчитать скидки в магазинах, количество калорий в любимых блюдах или проценты по депозиту. Здесь наши соотечественники также показали хорошие результаты, заняв достойное место в середине математического рейтинга, оставив далеко позади США, Италию и Испанию.

В математическом рейтинге картина мало изменилась. В тройку лидеров по-прежнему входит Япония (288 баллов), Финляндия (282 балла), на третьем месте Нидерланды сменила Бельгия с результатом 280 баллов. Россия показала результат выше среднего, набрав во время исследования 270 баллов, что на 1 балл превышает средний бал остальных стран, участвующих в исследовании.

А вот с информационными технологиями все оказалось куда печальнее. Как оказалось, почти 50% опрошенных россиян совсем не имеют опыта работы с компьютерной техникой, и только чуть больше 40% имеют минимальные навыки – открывать браузер, проверять электронную почту или пользоваться поиском. Как утверждает координатор PIAAC в России Олег Полонский, во многом это связано с тем, что «возраст многих респондентов пришелся как раз на тот период, когда информационные технологии в России только начали развиваться».

Результаты проведенного исследования имеют большое значение для России. Они позволяют сделать выводы об уровне базовых компетенций взрослых в нашей стране и спрогнозировать дальнейшие пути развития системы образования. Исследования на базе PIAAC открывают возможности для создания и усовершенствования программ профессионального образования, в которых так нуждается экономика страны.

sendgrid