up
Все теги  

Каждому по способностям: новая система оплаты труда

Программа по повышению зарплат учителей стартовала с 1 сентября 2011 г. Еще 5-7 лет назад выпускники педагогических вузов в большей степени игнорировали работу в школе, аргументируя свое решение низкой заработной платой и слабо развитой школьной инфраструктурой. В последние годы ситуация изменилась.

Новая система оплаты труда (НСОТ) начала внедряться в школах в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО 2006-2010). Чтобы преодолеть «учительский кризис», поднять престиж профессии учителя и привлечь в высшие учебные заведения как можно больше талантливой молодежи предполагалось развивать новые финансово-экономические механизмы – подушевое финансирование и НСОТ. Оба принципа были согласованы с президентской программой «Наша новая школа».

Новая система оплаты труда – способ начисления зарплаты работников бюджетной сферы, – введена в России с 1 декабря 2008 года. Новая система оплаты труда заменила единую тарифную сетку и позволила поощрять наиболее квалифицированных работников. При этом реформа не подразумевает сокращения зарплаты, но предполагает увеличение федерального фонда заработной платы.

Во многом реализацию методики НСОТ облегчила автономизация учебных заведений, согласно которой образовательное учреждение может действовать в рамках собственного бюджета и самостоятельно распределять средства, стремясь при этом, чтобы сэкономленные средства шли на развитие и увеличение заработной платы.

Работа по программе НСОТ также связана с реализацией другой методики – новой системы аттестации учителей, которая как раз и учитывает результаты и качество работы педагога.

В настоящее время уже начали работать (и приносить первые результаты) механизмы, апробированные в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Одним из них является новая аттестация учителей. Обязательная аттестация – это просто тест на соответствие. Суть состоит в том, чтобы определить, может ли учитель преподавать предмет в целом. Но это не говорит о том, лучше он или хуже других. По желанию – учитель может пройти добровольную аттестацию на квалификационную категорию, которая, в принципе, должна выявлять лучших.

После введения НСОТ, заработная плата учителей стала зависеть не только от объемов урочной нагрузки, рабочего стажа, былых заслуг, но и от сложности и интенсивности труда. Также для учителей открывается возможность получения надбавок, доплат и коэффициентов, учитывающих приоритеты действующих образовательных программ и особенности состава обучающихся.

Методика НСОТ предусматривает увеличение доли стимулирующих выплат, которые распределяются исходя из результатов и эффективности трудовой деятельности педагога.

Председатель Правительства РФ Владимир Путин предложил за счет помощи из федерального бюджета довести зарплату школьных учителей до средней по экономике региона. В тех регионах, где это было сделать проблематично – предусмотрено единовременное повышение заработной платы учителям на 30 % уже с 1 сентября 2011 г.

В этом году регионы должны были потратить на школьное образование около 620 млрд рублей, из них 560 млрд рублей идет на зарплаты, а 60 млрд рублей – на модернизацию школ. Было принято решение, по которому регионы смогут потратить все деньги на зарплаты, а расходы на обновление инфраструктуры мог бы взять на себя федеральный бюджет. Аналогичная схема замещения будет действовать до 2013 г. Стоит отметить, что в ответ регионы должны привлекать из своих бюджетов средства с коэффициентом 1,5. Именно это должно позволить увеличить зарплату учителей примерно на 30 %. Следует напомнить, что еще на уровне идеи Владимир Путин дал поручение регионам производить не механическое повышение, а только по итогам подтверждения учителями своей квалификации. Это полностью соотносится с новой системой оплаты труда и программой поддержки молодых учителей и наиболее перспективных педагогов.

Эта идея была принята и одобрена регионами, после чего она нашла отражение в новом проекте закона «Об образовании». В документе был прописан принципиальный момент о том, что отныне (с момента принятия) зарплата педагога не должна опускаться ниже средней по экономике каждого конкретного региона. Сейчас Минобрнауки России продолжает процесс согласования программы со всеми регионами, вторая цель которой – модернизация общего образования в регионах.

Министерство заключило со всеми субъектами РФ соглашения о повышении зарплат учителям, сформировало план мероприятий и перевело 20 млрд рублей из федерального бюджета регионам. За счет этого освободились региональные средства, которые должны были быть потрачены на капитальный ремонт и закупку оборудования. Эти деньги, плюс добавленные регионами средства, направлены на повышение зарплат учителей. Всего же в 2011-2013 гг. федеральный бюджет в форме субсидий выделит регионам РФ 120 млрд рублей на замещение расходов по улучшению условий обучения в школах. 

Минобрнауки России рекомендовало регионам избрать следующий механизм: 70 % повышения идет в оклад и 30 % – в стимулирующую часть. Это полностью укладывается в НСОТ. Следует отметить, что в 52 регионах РФ принято решение по повышению зарплат не только учителям, но и другим работникам сферы образования. В перспективе же Минобрнауки России и региональные управленцы планируют довести до средней по экономике региона зарплаты вузовских преподавателей и воспитателей детских садов.

Повышение зарплат необходимо проводить одновременно с повышением квалификации учителей.

Субъекты РФ должны обеспечить современные условия образовательного процесса, увеличение количества учителей, прошедших аттестацию в соответствии с новыми требованиями, и рост числа молодых учителей. Педагоги обязаны раз в пять лет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. Также учителя могут повышать свою квалификацию. Несколько десятков стажировочных площадок для обучения учителей должны быть созданы в каждом федеральном округе в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2015 гг. В Министерстве образования и науки РФ отмечали, что не всем учителям заработная плата будет увеличена на 30 % – это будет зависеть от стажа, количества часов и условий жизни в каждом регионе. Многие педагоги высказывали пожелания, чтобы зарплата школьного учителя была доведена до средней по стране. Однако это было признано невозможным: условия жизни везде разные, поэтому решено было повысить именно до средней зарплаты по региону.

Поэтапное повышение оплаты труда учителей продолжится и в следующем году. Уже запланировано, что с 1 января 2012 г. зарплата работников бюджетной сферы, включая образование, будет повышена на 10 %, а с 1 сентября 2012 г. ожидается еще одна индексация – на 6,5 %.

 

sendgrid