up
Все теги  

Дошкольное образование должно стать доступнее

Известная мудрость гласит: «Воспитать ребенка можно только до 5 лет, дальше начинается перевоспитание». В этом же нежном возрасте, когда малыш открыт всему новому, закладываются и основы познавательной активности, т. е. начинается первый и, возможно, самый важный этап образования ребенка. Обеспечить на этом этапе равные возможности для полноценного развития детей призваны новые инициативы Министерства образования и науки РФ.

Создание условий для всеобщего качественного дошкольного образования рассматривается государством, как важнейшая мера улучшения демографической обстановки в стране.

В течение последних лет ведется серьезная работа по ликвидации очередей в детские сады, при одновременном расширении форм организации дошкольного образования, которые также будут закреплены в новом законе «Об образовании».

Среди инициатив Минобрнауки России, направленных на решение проблем в дошкольном образовании, следует выделить четыре крупных проекта: 

1) возвращение в систему образования перепрофилированных ранее зданий детских садов; 

2) создание новых механизмов частно-государственного партнерства; 

3) повышение эффективности использования существующих зданий дошкольных учреждений; 

4) переход на новые санитарные правила и нормы.

Безусловно, самый эффективный способ увеличить количество мест для дошколят – вернуть здания бывших детских садов, которые в 1990-е годы обрели новых собственников и используются не по назначению. Во всяком случае, это обойдется гораздо дешевле, чем строительство новых зданий. Создание места для ребенка с «нуля» в данный момент обходится в 500 тыс. рублей. Затраты на оборудование места в бывших детских садах (с учетом капитального ремонта и переоснащения) составляют 60-100 тыс. рублей.

Второй вариант расширения – привлечение для развития сети дошкольных учреждений частного капитала как для строительства и реконструкции зданий, так и для создания негосударственных учебных заведений. Эксперты отмечают, что активность Минобрнауки России здесь совпала с желанием бизнеса. Особенно явно это проявляется в местах скопления коммерческих структур, где существует неудовлетворенный спрос на корпоративные детские сады или группы временного пребывания детей.

Что касается повышения эффективности использования существующих зданий дошкольных учреждений, то в данном случае речь идет о переоборудовании под размещение детей малоиспользуемых помещений (зимние сады, экологические комнаты, изостудии и др.). Такая рационализация поможет создать тысячи дополнительных мест для малышей.

Учитывая возрастающие потребности, внесены и поправки в СаНПины. Благодаря этому появилась возможность использовать для размещения групп третьи этажи зданий, стали более гибкими требования к количеству детей в группах, упростились условия работы семейных детских садов.

Активность регионов в решении проблем с детскими садами поощряется из федерального бюджета. В 2011 г. из казны были выделены целевые средства в размере около 1 млрд рублей.

За счет федеральных субсидий местные власти могут оборудовать дополнительные места для дошколят, приобретать мебель и оборудование, спортинвентарь, игрушки, технику и дидактические материалы, обустраивать медпункты и спецкабинеты для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями. Принцип выделения субсидий призван стимулировать регионы: чем больше они создадут дополнительных мест, тем больше денег получат из федерального бюджета.

Следует отметить, что развитие сети дошкольных учреждений стало одним из основных направлений ФЦПРО 2011-2015 гг. Программа предполагает выявление наиболее успешных региональных практик модернизации дошкольного образования с целью тиражирования позитивного опыта на территории всей страны. В связи с этим Минобрнауки России провело конкурсный отбор региональных программ развития дошкольного образования и из 46 заявок субъектов РФ выбрало 16 регионов, которые станут экспериментальными площадками.

Если сравнивать современный детский сад с тем, каким он был еще десять лет назад, можно найти массу отличий. Все дело в том, что изменился главный посыл в схеме отношений воспитатель-ребенок. В самоопределении воспитателя он поменялся с позиции «я – главный» на позицию «я – равный». 

Раньше мотивация к действию шла от педагога: если он сказал детям что-то сделать, те должны были выполнять. Теперь же инициатива исходит от детей, педагог лишь направляет ребят.

Сегодня воспитатель осуществляет индивидуальную работу с каждым ребенком. А главным мастерством педагога считается умение разглядеть в каждом ребенке то зернышко таланта, неординарности и способностей, которое можно развить так, чтобы ребенок при этом чувствовал себя комфортно в группе, был принят и признан детьми. И если раньше при отсутствии такого подхода было равнение на то, чтобы все дети были даже не то, что равными, а средними, ничем не выделяющимися, то теперь в группах много лидеров, дети хотят быть первыми и лучшими. 

Говоря об отличиях методов воспитания раньше и теперь, важно упомянуть о моменте привыкания ребенка, когда мама только приводит его в ясли. Раньше родитель приводил ребенка в детский сад, и оставлял его там на весь день. Ребенок при этом отрывался от мамы со слезами. Сейчас такого нет. Мама приводит ребенка в сад и находится с ним столько, сколько ему требуется, и так в течение 2-3 месяцев ребенок учится расставаться с мамой без страданий. Важно, что теперь в садах есть психологи, которые помогают детям адаптироваться в процессе привыкания, а мамам – расставаться с детьми.

Поменялся подход в отношении к детскому саду и у самих родителей воспитанников. Теперь помимо базовой программы образования они ждут, что педагоги предложат их детям дополнительное: уроки хореографии, изо, английского языка. 

Новации носят фундаментальный характер. Во-первых, «дошколке» посвящен отдельный раздел в проекте закона «Об образовании». Это значит, что она становится самостоятельным, законодательно закрепленным уровнем образования. 

Во-вторых, впервые в новейшей истории на развитие детских садов, несмотря на то, что это зона ответственности региональных и муниципальных властей, выделяются федеральные деньги. Развитие сети новых и реконструкция уже существующих дошкольных учреждений – одно из направлений ФЦПРО 2011-2015 гг.

Создание условий для всеобщего качественного дошкольного образования рассматривается государством как важнейшая мера улучшения демографической обстановки в стране.

Ведется серьезная работа по ликвидации очередей в детсады, при одновременном расширении форм организации дошкольного образования, которые также будут закреплены в новом законе.

Открываются не только новые дошкольные учреждения, но и воспитатели проходят переквалификацию, чтобы быть способными обучать детишек, которые выросли в цифровую эпоху.

Речь идет, в частности о создании семейных детских садов, групп кратковременного пребывания при офисах, школах и учреждениях дополнительного образования, консультационных пунктах для родителей с детьми дошкольного возраста и др.

Развитие сети дошкольных учреждений стало делом федерального значения, но конкретные программы создаются также на региональном и муниципальном уровне. 

 

sendgrid