up
Все теги  

Расширение финансовой самостоятельности школ

Закон, устанавливающий три типа учреждений – 83 ФЗ – выравнивает уровень школьного образования по всей стране, отсеивает нежизнеспособные учреждения и гарантирует ребенку качественное бесплатное образование. Школы становятся не только самостоятельнее, но и несут ответственность перед обществом за подготовку учащихся.

Наиболее важные моменты этого федерального закона – расширение объема прав и повышение самостоятельности школ, детских садов, вузов. Так, одно из нововведений заключается в том, что полученные учреждением доходы не являются доходами бюджета и остаются в распоряжении учреждения. Они должны направляться на достижение целей, ради которых оно создано.

Кроме того, предусмотрено расширение прав по распоряжению движимым имуществом.

Учредитель отказывается от мелочного контроля, он теперь не будет утверждать устаревшую «смету». В перспективе – с момента вступления закона в силу с 1 июля 2012 г. деньги будут поступать в школу одной строкой. А пока это будут укрупненные статьи сметы.

Закон повышает отчетность школ. Их деятельность становится прозрачной для общества. Теперь они обязаны не только представлять финансовый отчет учредителю и в налоговый орган, но и публиковать ежегодный отчет в Интернете или СМИ. 

В результате у школ уже не будет возникать проблем из-за того, что 5 % средств нельзя перенести с одной статьи сметы на другую – например, с телефонной связи на коммуналку. Школам предоставят право распоряжаться деньгами так, как они считают нужным.

Важно, что деньги школ (бюджетные и внебюджетные) остаются в казначействе. Поэтому серьезной угрозы того, что средства украдут или нецелевым образом истратят, нет. Это своего рода страховка от того, что учреждение наделает долгов или неграмотно распорядится ресурсами. К тому же, учреждения уже привыкли работать с казначейством. Лучше других к новым правилам готовы сильные школы, в том числе участвовавшие в приоритетном Нацпроекте «Образование», многие из которых в последние годы работали в русле автономности. Они и сейчас в полной мере готовы ко всем преобразованиям. Другие школы, которые только планируют получить статус автономного учреждения, занимаются повышением квалификации – как педагогов, так и директоров. Именно поэтому было увеличено время переходного периода – дано два года для вступления закона в полную силу. 

Несмотря на серьезнейшие изменения, государство в целом сумело обойтись без лишней бюрократии. Фактически предстоит внести изменения только в уставы учреждений. Все лицензии и аккредитационные документы остаются в силе. Никакого изъятия имущества, переназначения директоров школ не предполагается. Это не реорганизация и даже не новая организационно-правовая форма.

Новое для школ понятие – «госзадание» – регулируется новой редакцией Бюджетного кодекса (Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). Если коротко, то это задание от учредителя. В нем должны быть увязаны показатели качества и количества оказываемых учреждением услуг. У школ есть опыт нормативно-подушевого финансирования с учетом количества учеников, их категорий, разных программ и т. д. Они будут полностью увязаны с федеральными образовательными стандартами. В них прописаны требования к условиям реализации образовательного процесса, результатам освоения учащимися программы, к ее примерной структуре. Форма задания и то, что должно в него войти, известно. Но следует подчеркнуть, что решение о том, как это применить к конкретной школе – это совместная работа директоров учебных заведений, юристов, экономистов, органов управления образованием.

Эта реформа направлена на то, чтобы школа стала самостоятельной, ответственной за качество предоставляемого образования, привлекательной для учеников. Следует еще раз подчеркнуть: все, что прописывается в рамках стандарта, финансируется исключительно из бюджета. Учреждения не вправе отказаться от принятой нормы или сократить ее.

Тот объем задания, которое он дает каждому учреждению, полностью финансируют. Данный закон ставит довольно серьезный заслон коммерциализации школы. Стандарты разрабатываются ведущими педагогами и не сокращают программы, а, наоборот, дают широкий выбор и родителям, и образовательным учреждениям, как их формировать.

Закон направлен на ребенка, ведь именно он является потребителем образовательных услуг. Давая школам больше финансовой свободы, закон стимулирует улучшение качества образования.  Зарабатывая и распределяя деньги, привлекая хорошими зарплатами лучших учителей, развивая материально-техническую базу, школа становится привлекательной для ученика. А без него она попросту не существует. В результате, школа теперь финансируется не по затратам, а по результатам.

Закон повышает требования к отчетности школ. Их деятельность становится прозрачной для общества. Помимо юридических документов, в сферу общественного контроля попадают финансовые документы и содержание финансовых операций. Однако теперь школы могут самостоятельно с участием попечительских, общественных и иных советов определять направление расходования средств.

 

sendgrid