up
Все теги  

Реформа школы и принцип бесплатного образования

С 1 января 2011 г. вступил в силу закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Действие этого закона распространяется, в частности, на образовательные учреждения, а именно – школы, поэтому обсуждение его вызвало широкий резонанс в прессе и бурное общественное обсуждение на тему «останется ли образование в России бесплатным».

Разъяснения по этому вопросу были получены на самом высоком уровне – от Председателя Правительства России Владимира Путина, а пресс-служба Министерства образования и науки РФ подготовила специальное информационное сообщение по вопросу о гарантиях бесплатности образования. Резюмируя сообщения официальных источников, можно утверждать, что руководители страны и Министерство образования и науки РФ подтвердили свою приверженность принципу бесплатности и доступности школьного образования, заложенному в Конституции.

Суть закона относительно образовательных учреждений – предоставление большей финансовой самостоятельности школам, права заниматься деятельностью, приносящей доход и возможности распоряжаться имеющимися ресурсами.

Российские образовательные стандарты по-прежнему предусматривают обязательное финансирование за счет государственного бюджета основной образовательной программы, включающей все «базовые» школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (не русский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Этот стандарт является основой для формирования госзадания на образовательные услуги. Автономные и бюджетные (нового типа) учреждения получат определенные права по распоряжению своим бюджетом – но только после выполнения госзадания. В свою очередь, госзадание для бюджетного учреждения будет содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов. К платным образовательным услугам, которые могут быть предоставлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и др. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен основной образовательной программы, финансируемой за счет средств государственного бюджета. Отказ учащегося от предлагаемых платных услуг не может стать причиной уменьшения объема основных образовательных услуг, предоставляемых ему образовательным учреждением. Как заявил заместитель министра образования и науки России Владимир Миклушевский, «если вдруг какая-то школа перестает оказывать бесплатные услуги по госстандарту, который утвержден, у нее просто приостанавливается лицензия».

Положительный опыт эффективного самофинансирования образовательных учреждений в рамках нацпроекта «Образование» основывается на результатах отчетов более 20 тыс. школ (40% от общего числа в 31 субъекте Российской Федерации), уже начавших в 2007-2009 гг. работу по новым финансово-управленческим принципам. Качество образования в этих школах существенно улучшилось за счет увеличения количества учащихся, желающих пользоваться самым современным учебным оборудованием, получать знания у квалифицированных педагогов и в благоустроенных классах. Подтвердилась самая простая экономическая арифметика – чем больше детей захочет учиться в этой школе, тем больше учреждение получит денег. За три года зарплата лучших учителей в этих школах выросла в 2,5 раза и превысила среднюю по экономике региона. Первичный общественный контроль соблюдения всех правовых норм осуществлялся школьными советами, администрация каждого образовательного учреждения ежегодно представляет подробный публичный отчет. Новый закон значительно расширяет возможности родительских советов, школьных комитетов, которые смогут контролировать четкое исполнение стандартов. Кроме того, представители Министерства образования и науки РФ не раз подчеркивали важность личного контроля учителей и родителей правомерности любых школьных нововведений.

Итак, реформирование среднего образования, в т.ч. введение понятия платных образовательных услуг, направлено, в первую очередь, на повышение качества подготовки школьников, при этом принцип бесплатности школьного образования, закрепленный Конституцией РФ, остается незыблемым.

sendgrid