up
Все теги  

Внедрение информационных технологий в школах

Одна из задач модернизации российской системы образования – обучить школьников использовать в их учебной и будущей профессиональной деятельности современные технологии.

Помимо того, что уметь пользоваться всеми видами современных технологий необходимо сегодня во многих видах профессиональной деятельности, без этого трудно обойтись и в обычной повседневной жизни – в наши дни не владеть компьютером, не использовать современные информационные базы, не иметь возможности дистанционного общения – это значит весьма ограничивать себя в получении интересной информации, коммуникациях, развлечениях и т.д. Поэтому сегодня применение высоких технологий в образовании становится не просто желательным, но и обязательным.

Само усвоение учебного материала становится намного эффективнее, если в процессе обучения использовать мультимедийные электронные приспособления, которые дают большую наглядность, позволяют самостоятельно искать необходимую информацию по нужной теме, которые, наконец, повышают интерес детей к предмету, благодаря наглядности и образности предоставленной информации.

Таким образом, широкое внедрение информационных технологий в школах – одна из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед российской образовательной системой.

Именно поэтому одним из пунктов Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) являлось оснащение российских школ современным учебным оборудованием.

В соответствии с этим в период за 2006-2008 гг. в российские школы было поставлено 54 800 комплектов лабораторий, интерактивных электронных досок, мультимедийных проекторов и другой аппаратуры. Конечно, оснащены были далеко не все школы, и этот вопрос остается одним из самых важных на сегодня, поскольку требования скорейшего введения информационных технологий в школах содержит также и новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), стартовавший с 2011 г. во всех первых классах российских школ.

По словам разработчиков ФГОС, за период до 2020 года, когда на новые стандарты образования будут переведены также средняя и старшая школы, все образовательные учреждения планируется оснастить новейшим учебным и учебно-наглядным электронным оборудованием.

Уже сегодня первоклашки, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов осваивают азы компьютерной грамоты. Согласно новому образовательному стандарту, к окончанию начальных классов ученики должны научиться вводить и редактировать текст с помощью клавиатуры, анализировать аудио- и видеоматериалы, использовать компьютер в подготовке домашних заданий и при устном ответе на уроке.

Разумеется, особое внимание уделяется компьютеризации школ. Сегодня, в соответствии с одним из требований ПНПО, все российские школы имеют доступ в Интернет. Подключение к всемирной паутине было осуществлено еще в период с 2006 по 2008 гг., причем с установлением необходимых фильтров доступа к неподобающей информации. Это обеспечило школьникам и учителям доступ к огромному современному образовательному ресурсу, учитывая то, что в Интернете сегодня можно «присутствовать» на учебных лабораторных опытах: http://oadk.at.ua/load/khimija/38, посетить музей: http://www.museum-online.ru/, воспользоваться любой книгой в он-лайн библиотеке http://www.ria.ru/edu_news/20111110/485503270.html, а также ознакомиться с нужными темами по техническим, естественнонаучным и гуманитарным предметам: http://interneturok.ru/besplatnye.

Задача обновления «парка» компьютеров, дооснащения дополнительных компьютерных классов (в настоящее время во многих школах в лучшем случае оборудован один компьютерный класс и этого, конечно, недостаточно) должна быть полностью решена в течение ближайших лет.

При этом речь идет не только об обучении компьютерной грамотности школьников, но и самих учителей, ведь если учитель не использует в обучении такой мощный ресурс, как компьютер, то страдает конечный результат – то есть освоение детьми учебного материала. Кроме того, статус учителя понижается, если ученики видят его компьютерную «беспомощность». Использование педагогами персональных компьютеров имеет еще одно важное преимущество – это делает возможным работу с ребенком и его семьей в интерактивном режиме.

Для этого предусмотрено специальное обучение педагогов, не владеющих компьютерными технологиями, а также оснащение рабочего места каждого учителя собственным компьютером. Процесс обеспечения учителей персональными компьютерами – ноутбуками – с 2011 г. начался в Москве.

С 2011 г. в ряде регионов России под руководством Федерального института развития образования начался эксперимент по введению электронных учебников. Пока используются два варианта таких «Э-учебников»: планшетники и ридеры. Планшетники более удобны в использовании, поскольку имеют больше функций (в т.ч. возможность вводить собственную информацию и редактировать текст), ридеры (электронные книги) больше щадят детские глаза. Окончательное решение пока не принято, равно как и не решен вопрос о наполнении этих учебников текстами (сейчас найти учебные пособия в электронном виде, чтобы «скачать» их в учебник, пока не так просто).

Конечно, сдвинуть с места и модернизировать такую «махину» как российская школа быстро и легко не получится, потому что здесь важен и вопрос финансирования, и задача переподготовки учителей, и преодоление скепсиса многих педагогов, десятилетиями работающих по старинке. Но невозможно не признать – сегодня мы видим начало не просто важной, а жизненно необходимой инициативы. От успеха или неудачи во внедрении новых технологий в российское образование зависит то, какой будет Россия в ближайшем будущем – страной сырьевых богатств или же страной передовой инновационной экономики.

sendgrid