up
Все теги  

Российские школьники - в пятерке самых умных подростков мира!

На международных ученических олимпиадах в этом году они заработали 32 медали. «Комсомолка» узнала, каких трудов стоили школьникам эти награды

В олимпиадах школьников все как в большом спорте. Есть регулярные тренировки и пробные «забеги». Есть медали, победившие и проигравшие. Вот только призы им достаются совсем другие... Кроме медалей - поступление в вуз автоматом и еще более ударные нагрузки.

Кружок общения

Никита Чернега вернулся с международной олимпиады по математике, которая проходила в ЮАР, с золотой медалью. Будь это спортивные соревнования, у трапа в родной Казани его встречала бы восторженная толпа. Но конкурсы по математике не показывают по телевизору в прайм-тайм... Хотя, по-моему, «золото», заработанное собственными мозгами, гораздо ценнее наград за быстрый бег или способность поднимать тяжести. Впрочем, для многих умников решить сложную задачку или сделать интересную научную работу и есть главное достижение. Не в наградах дело...

- С 5-го класса я ходил в математический кружок, - вспоминает Никита, участник национальной сборной страны. - Мне это было интересно. И я поехал в летнюю математическую школу. Начал участвовать в разных турнирах. Сначала это были командные соревнования, потом начались личные зачеты... А с 9-го класса участвовал во всероссийских олимпиадах.

На такие соревнования подсаживаешься очень плотно. В какой-то момент главным становится не диплом, а тот особый круг общения, в который ты попадаешь. Когда отношения с педагогом выходят за рамки решил - проверил, когда сложную задачку можно обсудить с понимающими приятелями, это ценно.

- Это своя компания, в которой все знакомы, все дружат... - рассказывает Никита. - И в вузе она сохранилась. Я в этом году поступил в МФТИ, здесь же многие ребята из нашей сборной. Конечно, я собираюсь продолжать участвовать в соревнованиях, уже студенческих, потому что мне просто нравится заниматься математикой. Может быть, я сам попробую составлять задачи для соревнований, займусь преподавательской деятельностью...

По итогам олимпиады Никита вошел в 12 самых сильных математиков мира. Из числа школьников, конечно (олимпиада проходила летом, и парень еще числился школьником). Но кто знает, может, потом эта приписка не понадобится...

Ударные тренировки

Путь в национальную сборную лежит через финал Всероссийской олимпиады школьников. А до него нужно пройти все этапы соревнования на уровне школы, города, региона... Это значит постоянные тренировки, да и на обычную учебу забивать нельзя. Даже просто дойти до финала уже нелегко.

- Сейчас пришло осознание, что подготовка и проведение олимпиад, выявление одаренных детей - это недешевое удовольствие, - уверена Ирина Тараданова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки. - Но это серьезное вложение государства в будущее. Как на федеральном уровне, так и на уровне региона, школы. Поэтому важно, чтобы педагоги знали, как работать с такой категорией. Талантливого ребенка воспитать сложно - это тяжелый систематический труд.

Все эти усилия тратятся вовсе не затем, чтобы дети могли поступить в вуз без экзаменов. И даже не для того, чтобы наша страна могла при случае щегольнуть успехами и медалями... Главная задача - сделать так, чтобы будущие Менделеевы и Ломоносовы не потерялись в толпе будущих менеджеров и консультантов.

- Успехи на международных олимпиадах - это, конечно, престиж государства, - считаетруководитель национальной сборной по географии Валентина Абатурова, проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Но не самоцель. Куда важнее найти одаренных детей, помочь им раскрыть свои таланты и задать направление для будущей учебы. Успешные выступления ребят, особенно из регионов, являются стимулом для работы со школьниками на высоком уровне. В этом смысле олимпиада решает и проблему будущего развития нашего государства. Это не конкурс для элиты. Это массовое соревнование.

Вопрос престижа

Участие в олимпиадах сейчас стало делом престижа для региональных систем образования.

Поэтому некоторые стараются брать не качеством, а количеством. Например, у Москвы 368 победителей и призеров на Всеросе. А у Курганской области всего 8. Но при этом Москва отправила на конкурс 884 человека, а Курган - 16. Редко, но метко...

- У нас очень строгое жюри на региональном этапе, - объясняет Ольга Турутина, ведущий специалист по работе с одаренными детьми Управления образования Курганской области. - Поэтому все баллы детей соответствуют их реальных знаниям. И даже если наши ребята не получают медалей, они все равно всегда находятся вверху турнирной таблицы. Традиционно с олимпиадниками занимаются специальные педагоги. Плюс еще такие дети мотивированы и много готовятся сами.

И в результате такой комплексной подготовки Курганская область показала один из лучших результатов по стране.

- Количество победителей - это не главный показатель, - считает Борис Соловьев, начальник отдела Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки. - Гораздо важнее эффективность участия - процент призеров и победителей от числа финалистов. Если регион отправляет много школьников на заключительный этап, это говорит лишь о том, что он проводит слабый отбор.

А ведь победитель Всероссийской олимпиады - это штучный товар. Олимпиадников нельзя штамповать сотнями. С ними нужны индивидуальные занятия, тренировки, нужно ездить на сборы два раза в год...

- Порядок проведения олимпиад может меняться с течением времени. Сейчас, например, мы предложили увеличить количество победителей и призеров олимпиад до 45 процентов от общего количества участников Всероссийского тура олимпиады, - рассказывает Ирина Тараданова. - Но в таком случае, чтобы получить диплом, участнику надо будет набрать не меньше половины максимально возможных баллов. Победителями должны становиться наиболее подготовленные, самые лучшие ученики..

И чтобы все эти усилия не пошли прахом, работа с талантливыми детьми должна продолжаться и после получения медалей и наград. Не только в школе, но и в вузах, в аспирантуре... Ведь школьников готовят к соревнованиям не для того, чтобы они получили свое «золото» и сами стали преподавателями, а чтобы они шли продвигать науку и производство, делая нашу жизнь лучше.

Исчтоник: http://pnpo.kp.ru/daily/26305.5/3183814/

sendgrid