up
Все теги  

Законопроект «Об образовании»

Подготовка нового федерального Закона об образовании как важная часть общего реформирования российской образовательной системы была запланирована Российским правительством еще в декабре 2004 г. Концепция и техническое задание на подготовку нового закона «Об образовании в Российской Федерации» были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 г. Одновременно была создана рабочая группа для разработки законопроекта из представителей федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Госдумы РФ, Федерального Собрания РФ, научного и педагогического сообщества (включая ректоров ведущих российских вузов), а также работодателей.

По признанию членов этой комиссии, работа была весьма непростой, учитывая то, что закон должен систематизировать и структурно усовершенствовать все уровни образования в соответствии с существующей нормативно-правовой базой и с требованиями, предъявляемыми современным социально-экономическим развитием российского общества.

Учитывая объемность поставленной задачи и высокую заинтересованность общества, в период с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. законопроект был опубликован для открытого публичного обсуждения на сайте www.zakonoproekt2010.ru. За два месяца сайт посетило более 12 млн человек (в том числе – учащихся), 11 тыс. из них – оставили комментарии. Предложения и пожелания людей были учтены при внесении в законопроект множества важных правок – специально для обобщения замечаний и внесения правок приказом Минобрнауки России от 28 февраля 2011 г. была создана Комиссия по доработке законопроекта.

Таким образом, первые итоги общественного обсуждения были подведены в феврале 2011 г., а в июле того же года доработанный с учетом полученных замечаний проект был вновь опубликован. Но и сегодня, по признанию разработчиков, он по-прежнему нуждается в серьезном редактировании и доработке. В частности, по мнению Вениамина Яковлева – председателя Комиссии и советника Президента РФ – закон слишком объемный, в то время как его можно сделать меньше, но содержательнее. Также в нем отмечаются некоторые противоречия и неточности. Критикуется закон (это озвучил Эдуард Днепров – академик Российской академии образования и основной разработчик предыдущего Закона «Об образовании» от 1992 г.) и из-за отсутствия в нем расчетов по финансовым расходам на нужды образования. Так или иначе, в настоящее время законопроект все еще дорабатывается. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, новый закон может быть принят после обсуждения на первой сессии Государственной Думы РФ в 2012 году.

Остановимся на самых важных моментах нового Закона.

· Реформируется начальное и среднее профессиональное образование. Учитывая задачу модернизации российской экономики, вопрос недостатка квалифицированных рабочих встает особенно остро. Закон предусматривает, что среднее профессиональное образование будет иметь два уровня: 1 – подготовку квалифицированных рабочих и 2 – подготовку специалистов среднего звена (второй уровень предопределяет подготовку рабочих для выполнения технологически сложных, наукоемких работ).

· Остаются неизменными государственные гарантии на получение бесплатного и общедоступного школьного образования. Кроме того, предусматривается частичное финансирование частных образовательных учреждений, что сделает их более доступными для талантливых детей из небогатых семей (ранее обучение в таких школах было платным и очень дорогим).

· Высшее профессиональное образование претерпит ряд изменений. Вернее, эти изменения уже начались в рамках участия России в Болонском процессе и реализации Приоритетного национального проекта «Образование». В дальнейшем продолжится расширение сети Федеральных университетов, будут поддержаны ведущие сильнейшие вузы (МГУ, СПбГУ, МФТИ и др.), часть вузов будет объединяться в крупные научно-образовательные центры, слабые же вузы, которые не могут предоставить качественного образования и занимаются фактически лишь выдачей дипломов, прекратят свое существование. Также будет продолжен процесс интеграции учебного процесса и науки с одновременным укреплением материально-технической базы высшего образования. Важным направлением является углубление международной деятельности вузов (привлечение большего числа иностранных учащихся, расширение возможности для российских студентов обучения в университетах других стран мира).

· Сохраняются льготы при поступлении в вузы (на бесплатной основе) для ряда категорий абитуриентов. Это победители олимпиад школьников, члены спортивной сборной команды России, чемпионы спортивных олимпиад, дети – сироты, инвалиды I и II групп. Правда, одна из поправок в законопроект определяет, что льготы сохраняются только в одном из выбранных вузов, а в другие выбранные вузы (как известно, сейчас документы можно подавать сразу в несколько вузов) такой абитуриент будет поступать на равных условиях с другими.

· Подлежит изменению система высших учебных заведений. Теперь не станет такого понятия, как «академия». Академии, эффективно реализующие образовательные программы уровня бакалавриата и магистратуры, будут переименовываться в институты, а слабые академии, реализующие образовательные программы недостаточно эффективно, имеют все шансы стать колледжами (средними специальными учебными заведениями). Такой шаг был необходим для более полного соответствия международным образовательным схемам, а также для устранения слабых звеньев (неэффективных академий) в системе высшего профессионального образования.

· Законом предусматривается сохранение существующих прав на отсрочку от армии, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Этим законом по-прежнему будут регулироваться условия и порядок предоставления отсрочек.

· Предусматривается регламентирование размера и порядка выплачиваемых стипендий. Так, стипендии студентам вузов, находящихся в федеральном ведении, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, а студентам вузов, находящихся в ведении субъектов РФ – органами государственной власти этих субъектов. Наконец, учащиеся вузов, находящихся в ведении муниципальных образований будут получать стипендию, установленную органами местного самоуправления.

· В законе предлагается модернизировать и улучшить профессиональную подготовку преподавателей. Это касается и вузовского обучения, и профессиональной переподготовки учителей каждые 5 лет.

· Большая глава закона посвящена регулированию прав и обязанностей работников образования (включая также преподавателей вузов). Тут же обозначены меры их социальной поддержки (отпуск, пенсия, сокращенная рабочая неделя, внеочередное предоставление жилплощади и пр.).

· Законом закрепляется ряд инструментов, направленных на повышение доступности образования и качества всех образовательных услуг. В частности это:

- образовательное кредитование обучения в размере стоимости обучения (основной образовательный кредит);

- кредитование проживания, питания, приобретения учебной литературы и пр. в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).

· Вводится понятие «профессиональной ориентации» для учащихся общеобразовательных школ. Это и предоставление широкой информации о разных профессиях, и введение образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом выбранной профессии (технические, гуманитарные, естественнонаучные классы и т.д.).

Нельзя не признать, что принятие нового закона давно назрело. У российской системы образования два пути – либо модернизироваться в соответствии с теми изменениями, которые произошли в России и мире за последние 20 лет – со времени принятия предыдущего российского Закона « Об образовании» в 1992 году, либо окончательно и безнадежно устареть.

sendgrid