up
Все теги  

Профориентация в школе – задачи и достижения

Важность и обязательность профориентации школьников очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.

Кроме того, оптимистичная ориентация на престижную, интересную работу в будущем весьма благоприятно влияет на учебный процесс уже в настоящем. Особенно это важно подросткам, для которых учебные мотивации в чистом виде становятся неактуальны, их очень быстро замещают соблазны криминальных компаний и пагубных привычек. Таким образом, школьная и вузовская профориентация является действенным инструментом для решения и экономических, и социальных проблем. Министерство образования и науки РФ, понимая важность этой проблемы, занимается поиском наиболее оптимального ее решения.

Если обратиться к истории профориентации в нашей стране, будет уместно вспомнить 80-е годы XX века, ознаменовавшиеся появлением специализированных межотраслевых научно-методических центров и учебно-производственных комбинатов для молодежи в большинстве крупных городов. В это время была разработана теоретическая база для решения практических проблем профориентации школьников, новые подходы в организации и методике профконсультирования, которые успешно применялись и учителями, и психологами, и работниками центров. В 90-е годы в государстве произошли глобальные перемены, в результате которых первоочередной задачей подобных центров стало профессиональное переобучение взрослого населения, решение проблем безработицы и малооплачиваемых специалистов, а молодежная профориентация игнорировалась на протяжении многих лет. В 1992 году вышел «Закон Российской Федерации об образовании», в статье 14 говорилось о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» – но понимание необходимости ведения профориентационной работы в школе, к сожалению, не привело к хоть сколько-нибудь значимым практическим результатам, более того, с образовательных учреждений была снята ответственность за отсутствие такой деятельности в принципе.

Сейчас в большинстве школ подобная работа возложена на психологов (часто внештатных, приглашенных «со стороны»), но проводится она не на постоянной основе и, как правило, ограничивается обычными психодиагностическими исследованиями и психокоррекцией вместо того, чтобы являться стержнем образовательного процесса, объединяющим работу не только со школьниками, учителями, но и с родителями. В учебных планах вузов, специализирующихся на педагогике и прикладной психологии, нередко отсутствует сам предмет профориентации, так же как и методология его преподавания в школах. На фоне этой не слишком оптимистичной картины особенно приятно получать новости от тех образовательных учреждений, которые решили восстановить программу профориентации и уже добились на этом поприще весьма обнадеживающих результатов. Например, положительный опыт центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский»: профориентационная диагностика (выявление профессиональной направленности и уточнение выбора будущей профессии) и диагностика интеллектуальных способностей, определение направлений сфер деятельности, выявление желаний и интересов, коммуникативных и организаторских способностей, качеств лидера и поведения в трудных жизненных ситуациях, помощь в трудоустройстве подростков, тематические групповые тренинги. Работу со школьниками 7-11 классов ведут педагоги-психологи, специализирующиеся на вопросах профориентации. На базе центра работают бесплатные кружки, проводятся экскурсии для знакомства с различными профессиями.

Столичная гимназия 1532 (Теплый Стан) является опорной школой по профориентации школьников, здесь преподается авторский курс «Профессиональное самоопределение старшеклассников», читается адаптированный вузовский курс по ряду современных профессий (в частности, менеджмент, маркетинг, реклама), педагогами гимназии проводятся мастер-классы, работают детские студии, ориентирующие школьников на выбор интересных профессий, функционирует кабинет по профориентации, получивший звание лауреата в окружном смотре-конкурсе.

Хочется надеяться, что таких примеров будет больше с каждым годом, а школьная и вузовская профориентация действительно будет выполнять свое предназначение – помогать каждому молодому человеку найти свое место в жизни. Понимая важность и актуальность проблемы, Минобрнауки России в настоящее время занимается поиском решения внедрения системы профобразования в школы.

sendgrid