up
Все теги  

Совершенствование учительского корпуса

В современных условиях образование является не просто набором определенных знаний и умений, оно подразумевает также приобретение способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, привносить в свою профессию что-то новое, обучаться в течение всей жизни и уметь эффективно применять полученные знания.

Все эти навыки и умения должны быть сформированы еще в детстве. Именно поэтому роль школьного учителя столь важна. После 11 лет обучения в школе молодой человек должен быть полностью готов к самостоятельной жизни ориентирован на самостоятельное и успешное достижение самых смелых целей в профессии и общественной жизни. Помочь ему стать таковым может только учитель, и это значит, что требования, предъявляемые к человеку данной профессии  должны быть весьма строгими.

В соответствии с этим, в новых федеральных стандартах школьного образования большое внимание уделяется квалификации школьного учителя, качеству его педагогической деятельности. Конечно, это работа не одного дня. Например, модернизации требует, прежде всего, организация работы педагогических вузов. Не менее важна система моральной поддержки, включающая в себя творческие соревнования педагогов, участие в конкурсе «Учитель года» и пр. Наконец, это материальная поддержка, стимулирующая учителя быть лучшим, то есть постоянно повышать свою квалификацию.

Министерство образования и науки Российской Федерации в марте 2010 г. издало приказ, учреждающий новую систему аттестации учителей государственных и муниципальных образовательных учреждений. Система вступила в силу с начала 2011 года.

Новый порядок предусматривает два вида аттестации.

Обязательную, проводящуюся каждые пять лет и являющуюся подтверждением квалификации педагога занимаемой должности.

Добровольную, проводящуюся также каждые пять лет по желанию самого учителя подтвердить его квалификационный уровень.

В зависимости от квалификации устанавливается и дифференцированная система оплаты труда педагога. Новая система оплаты труда, опирающаяся на результаты аттестации призвана способствовать тому, что учитель не станет останавливаться на достигнутом, а будет постоянно повышать свой профессиональный уровень. Это в свою очередь касается не только знаний им своего предмета, но и владения современными методологическими технологиями, умений работать в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

В документе под названием «Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», прилагаемом к Приказу Министерства образования и науки РФ, устанавливается, что каждый учитель, проработавший не менее 2-х лет, подлежит обязательной квалификационной аттестации на установление Первой или Высшей квалификационной категории. Один раз в каждые пять лет он должен ее подтверждать. По своему желанию он также может претендовать на получение более высокой квалификации (например, учитель, имеющий Первую категорию, может претендовать на получение Высшей), которая будет действовать также в течение 5-ти лет.

Первая категория присваивается тем педагогам, которые владеют современными образовательными технологиями и активно применяют их на практике, вносят большой личный вклад в процесс обучения и воспитания, имеют стабильно высокие результаты освоения их воспитанниками образовательных программ.

Высшая категория присваивается тем педагогам, которые в прошлом успешно прошли аттестацию на получение Первой категории. Помимо всех тех требований, которые предъявляются к учителям Первой категории, они должны иметь еще более значительные  результаты труда, например, не только сделать класс «сильным», но и привести своих подопечных к победам во всероссийских и международных олимпиадах. Такие педагоги должны также отвечать требованиям совершенного владения инновационными методами обучения и иметь опыт распространения этих методов в общем образовательном пространстве (среди коллег, среди прочих региональных школ и т.п.).

В случае квалификационного несоответствия учитель либо направляется на курсы повышения квалификации, либо занимает другую должность, которая не требует подтверждения квалификации. В случае отсутствия у работодателя таковой должности, учитель может быть уволен.

Аттестационная комиссия формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (попечительских и педагогических советов и др.) и самих работников образовательных учреждений. При этом, конечно же, если учитель, являясь членом квалификационной комиссии, сам проходит аттестацию, то он не принимает участия в обсуждении его квалификационного соответствия.

sendgrid