up
Все теги  

История развития отечественного образования в XIX веке

Реформы в российском образовании в начале XIX в.

В начале XIX в. российское просвещение было охвачено либеральными реформами.

В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое с самого начала служило не столько органом, способствующим развитию народного образования, сколько органом надзора.

В 1804 г. опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Таким образом, вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. Основными принцами этой системы стали: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян), преемственность учебных заведений.

Были определены и сроки обучения в учреждениях просвещения, подчиненных министерству. Так, в приходских училищах срок обучения составлял 1 год, в уездных училищах – 2 года, в губернских гимназиях – 4 года.

В гимназию и университеты по-прежнему не допускались дети крепостных крестьян и девочки.

Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был свой университет. Были определены попечители учебных округов.

Обязанности попечителя – открытие университета или преобразование на новых основах существующего, руководство учебными заведениями округа через ректора университета.

На общем собрании ректор университета избирался профессорами и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

В каждом губернском городе были образованы гимназии, каждой из которых руководил директор. Кроме руководства гимназией, директор управлял всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приходскими училищами.

В результате этого, была создана администрация просвещения: руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней.

В начале XIX в. в России работали университеты: Московский, Виленский (Вильнюсский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казанский, в 1816 г. – Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. – Киевский университет. Все университеты в России возникли преимущественно как светские учебные заведения. В подчинении православной церкви были свои духовные академии: Московская, Петербургская, Киевская и Казанская.

После окончания гимназии ученик получал документ о законченном среднем образовании, кроме того, гимназия готовила к поступлению в университет. Гимназическое образование отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение новых иностранных и латинского языков, математики, географии, всеобщей и российской истории, естественной истории, философии, политической экономии, изящных искусств, технологии и коммерции. В программах гимназий не было предусмотрено изучение родного языка, отечественной литературы и Закона Божьего.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов – от Закона Божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.).

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных городах и в селении при каждом церковном приходе. Они готовили своих учеников к обучению в уездном училище и давали детям общеобразовательные знания, в них могли учиться и мальчики, и девочки. В приходских училищах изучались Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

В XIX в. при гимназиях открываются пансионы – их воспитанники сверх гимназического курса изучают французский язык, танцы, музыку, фехтование, верховую езду. К 1850 г. в России было 47 таких пансионов.

Гимназии были двух типов. Классические, которые готовили учеников к поступлению в университеты и в другие учебные заведения, основное время в них отводилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностранных языков и истории. Реальные – в них готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, введено законоведение.

Количество начальных школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было незначительно, поэтому крестьяне и горожане низших сословий оставались почти поголовно безграмотными. В сельской местности наиболее распространенными были школы грамоты, в них обычно учились 1-2 года. Эти школы создавали сами крестьяне на паевые средства. Здесь преподавали грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые. Часто такие школы не имели специального помещения, а учителя жили и занимались по очереди в избах у родителей учеников. Но эти школы оказались живучими, в некоторых местах их можно было встретить еще и в XX в.

В России XIX в. действовало несколько десятков типов начальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность. Так, в 70-х гг. появились так называемые образцовые министерские начальные школы, одноклассные (3 года обучения) и двухклассные (5 лет обучения) с продолжительностью учебного года не менее 6 месяцев. Министерством на содержание этих училищ выделялись незначительные средства. Училища могли открываться и содержаться исключительно на местные средства, но школы оставались министерскими, т.е. целиком подчинялись школьной администрации – дирекции и инспекторам народных училищ. В них изучались Закон Божий, церковно-славянская грамота, русский язык, чистописание, арифметика. В двухклассных – добавлялись история, география, естествоведение, церковное пение, черчение. Иногда могли вводиться дополнительные занятия по гимнастике, ремеслам и мастерству для мальчиков и рукоделию для девочек.

Основным типом начальной школы в городах было городское училище (по положению 1872 г.), особую группу начальных училищ составляли учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках. Их создавало казачество на свои средства.

В ведении Министерства народного просвещения также находились частные школы. Они делились на 3 разряда: первый (высший) – шестиклассные, второй – трехклассные, третий – одноклассные и двухклассные училища. Учебные планы и программы таких школ утверждались попечителями учебных округов.

С середины XIX в. повысился спрос на среднее образование. В это время сложилась такая ситуация, когда состоятельные родители могли направлять своих детей в частные гимназии, которые, как правило, были более совершенными, чем государственные.

В русской педагогике конца XIX – начала XX в. частные средние школы сыграли определенную роль: их новаторство оказывало некоторое влияние на государственные учебные заведения.

В частных гимназиях организация обучения полнее соотносилась с требованиями передовой педагогики и жизни, более разумно распределялся учебный материал по классам, была установлена прочная связь с семьей ученика. Частные школы имели свои специфические особенности. Они были определены специальными правилами «О частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений». В этих правилах было записано, что земствам, городам, сословиям, приходам, а также частным обществам, учреждениям и отдельным лицам не моложе 25 лет, состоящим в русском подданстве, разрешается учреждать учебные заведения, классы и курсы на основании определенных правил.

Частные учебные заведения, классы и курсы могли быть как мужскими и женскими, так и смешанными. Совместное обучение в средних учебных заведениях допускалось с разрешения попечителя учебного округа, а в высших – Министерства народного просвещения.

Реформы образования конца XIX века

1861 г. – это определенная веха в истории России, характерной чертой которой является великое обновительное движение, всколыхнувшее общество. Вслед за реформой 1861 г. освобождавшей крестьян от крепостной зависимости, наметились и другие реформы: судебная, земская, просветительная.

В истории педагогики России 60-е и последующие годы XIX в. – одна из самых ярких страниц. В эти годы общественного подъема появляется много выдающихся имен – деятелей педагогической теории и практики: Н.И. Пирогов (герой Крымской войны, знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. Именно Н.И. Пирогов инициировал обсуждение в прессе проблемы воспитания человека, а также обратил внимание российского общества на некоторые важные вопросы, например: «Какой должна быть школа – сословной или бессословной? Какова должна быть ее программа? Как готовить учителя?».

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в Российской империи практически не было: приходские училища содержали сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, а также – в области женского образования.

Необходимость развития отечественной педагогической науки в эти годы стала осознаваться особенно остро, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ – все это были насущные проблемы середины XIX в.

В 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах». Народные училища могли открываться различными правительственными ведомствами, обществами, частными лицами. Цель народных училищ – «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». В этих училищах изучались Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении (т.е. под контролем) уездных и губернских училищных советов.

В этом же, 1864 г., был принят «Устав гимназий и прогимназий». Согласно этому документу учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель классических гимназий – дать общее образование, необходимое для поступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. Реальные гимназии не давали права поступления в университеты. Также этим Уставом учреждались прогимназии (начальная ступень гимназии), педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

В 1860 г. было принято «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». Этим документом устанавливалось два типа бессословных женских училищ: I разряда – 6 лет обучения; II разряда – 3 года обучения. Цель женских училищ – «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естествознания и физики, чистописание и рукоделие.

Важной вехой развития отечественного просвещения стало принятие в 1863 г. «Университетского устава». Университетам предоставлялась некоторая автономия: выборность ректора университетским Советом; этот же Совет руководил всей учебной работой. Жесткие ограничения в деятельности университетов, установленные при Николае I, были частично сняты, но оставалось подчинение университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались.

В российских университетах того времени могло быть 4 факультета: историко-филологический, физико-математический (с естественным отделением), юридический и медицинский. В университетах открылось много новых кафедр.

Были определены и права земств, созданные в 60-х гг. XIX в. Они получили право открытия учебных заведений, должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 начальных сельских школ были земскими).

sendgrid