up
Все теги  

Федеральные университеты России

Федеральные университеты России – это мощные научные базы главных экономических регионов страны, где аккумулируются все достижения в естественных, технических и гуманитарных наук. Созданные в рамках проекта модернизации российского образования, они уникальны по своему статусу: это центры классического, фундаментального обучения и, одновременно, инновационной активности.

Всего в России девять федеральных университетов (ФУ). Первые были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. За ними появились пять других: Северный (Арктический) в Архангельске, Казанский (Приволжский), Дальневосточный во Владивостоке, Уральский федеральный университет им. Бориса Ельцина в Екатеринбурге и Северо-Восточный университет им. Максима Аммосова в Якутске. Самые юные ФУ – это Балтийский федеральный университет им. Канта в Калининграде и Северо-Кавказский федеральный университет под Ставрополем.

Эти щедро финансируемые из госбюджета учебные заведения создавались путем объединения крупнейших вузов региона в единое целое. Северный ФУ был создан на базе Архангельского государственного технического университета, Приволжский – на базе Казанского государственного университета, Уральский – на базе Уральского государственного технического университета, Дальневосточный – на базе Дальневосточного государственного университета, а Северо-восточный – на базе Якутского государственного университета.

Одна из главных целей работы ФУ -- развитие системы высшего профессионального образования и укрепления ее связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Федеральные вузы – автономные учреждения: они могут самостоятельно распоряжаться своими доходами и распределять средства. Закон также предоставляет университетам свободу в выборе образовательной программы. У каждого ФУ свое лицо: например, Сибирский ФУ сосредоточен на нефтегазовом, горном деле, цветной металлургии, гидроэнергетике, возобновляемых и альтернативных источниках энергии, а Южный ФУ ориентирован на изучении нанотехнологий, экологической безопасности, телекоммуникаций, землеустройстве, гуманитарных моделях развития толерантного общества в многонациональном регионе России. В состав Северо-Кавказского ФУ включен светский историко-культурологический институт по изучению культуры ислама, в котором смогут учиться студенты любых конфессий.

Чтобы утвердиться в статусе университетов мирового класса ФУ делают ставку на три фактора: высокую концентрацию талантов среди студентов и преподавателей, гибкую систему управления и максимальную обеспеченность ресурсами для обучения и проведения исследований. Приоритетный порядок финансирования ФУ позволяет строить новые студенческие городки, стадионы, поликлиники, общежития, лабораторные комплексы, закупать все необходимое для них, а главное – выделять персональные гранты. Последнее особенно важно: для российских ученых, работающих за рубежом, и для их ведущих иностранных коллег, желающих заниматься наукой в России, существуют особые программы сотрудничества с федеральными университетами. Только в 2010 году Минобрнауки РФ выделило на эти цели 12 млрд рублей. Существует и конкурс так называемых мегагрантов: сорок ведущих мировых ученых получают по 150 млн рублей на создание лабораторий в российских вузах.

ФУ созданы для проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, взаимодействия с Российской академией наук и активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки.

В целях ФУ – не только привлечь к сотрудничеству зарубежных специалистов, но и отладить работу социальных лифтов для молодежи региона. В концепции развития ФУ это называется «обеспечением доступа к качественному профессиональному образованию населения отдаленных территорий». В прошлом вынужденные уезжать с «малой родины» в Москву или Петербург абитуриенты разных российских регионов теперь могут получать глубокое, полноценное образование у себя в регионе. Более того, с помощью федеральных университетов можно добиться «обратного перетока» из столицы талантливых студентов, которые ехали бы учиться, а затем оставались работать в регионах, имеющих наилучшие перспективы развития.

sendgrid