up
Все теги  

Информационная технология как основа качественной подготовки студентов

Современный выпускник вуза должен иметь навыки, которые помогут ему в полном объеме проявить свои способности в профессиональной деятельности и быстро адаптироваться к новым условиям. В Концепции модернизации российского образования определены цели и задачи, стоящие перед учебными заведениями страны. В частности в документе говорится о том, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Качественная подготовка студентов находится в прямой зависимости от реализации важнейших дидактических принципов – овладения навыками выполнения конкретной работы.

Зачастую организовать тренинговый режим обучения в вузе бывает достаточно сложно. В этой ситуации весьма эффективно использовать организационно-деятельностный игровой подход (ОДИ-технология). ОДИ-технология – это способ предметной активизации студентов на уровне приобретения навыков, необходимых для их профессионального становления.

Интересен опыт проведения таких занятий в Северо-Кавказской академии государственной службы (СКАГС) – результативность этих методов существенно возрастает, если они базируются на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

Так, преподавание на кафедре информационных технологий дисциплины «Экспертные информационные технологии», которая изучает процессы выявления, идентификации и анализа проблем объектов социально-экономической природы в условиях ограниченного временного ресурса и неполноты информации, стало подтверждением эффективности использования ОДИ-технологии и ИКТ. Экспертиза, как информационная технология, реализуется через систему действий, операций и приемов, которые, как правило, накапливаются и усваиваются по мере приобретения опыта. Индивидуализированный подход эксперта, а также многообразие и богатство структуры объектов исследования, усложняют возможность формализации (структуризации) методических элементов экспертной деятельности.

Особую актуальность это приобретает при подготовке специалистов для органов местного самоуправления. Как показывает опыт, в их информационной нагрузке существенное место занимает экспертная составляющая:  работа по консультированию организационного развития,  что отражает один из подходов к технологии регионального управления.  Муниципальный служащий может быть представлен как потенциальный консультант по оргразвитию. Причем, это относится к его деятельности как в рамках внутренней организационной структуры органа местного самоуправления,  так и к работе с объектами подведомственной территории. И такая тенденция в работе органов местного самоуправления в ближайшем будущем может усиливаться. 

На основании вышеизложенного можно сделать обоснованный вывод об алгоритмическом сходстве регионального управления и функциональной составляющей технологии управленческого консультирования,  где основной стадией является диагностика. Преподавание информационных технологий управленческого консультирования как одной из разновидностей экспертных информационных технологий имеет ту особенность, что потребителями знаний являются студенты – люди, априорно не имеющие опыта практической работы. Тем более в сфере приложения своих знаний, умений и навыков в будущей профессии. Поэтому к дидактическому процессу предъявляются особые требования, способствующие обеспечению сближения тезауруса студентов с информационным обеспечением современной экспертной деятельности. 

Существенно облегчает работу то, что многие процедуры, формирующие экспертные навыки, могут быть в той или иной степени технологизированы. Педагогические приемы, создающие основу для приобретения таких навыков студентами, содержатся как в методологии современных организационно-деятельностных игр, так и разработанных на кафедре информационных технологий СКАГС программных средств их поддержки.

Благодаря этому создаются реальные предпосылки для учебно-практической имитации многих операций экспертизы.  К их числу можно отнести генерирование и обновление базы знаний, диагностику объектов социально-экономической природы, системный анализ экспертной информации, экспертизу функциональной нагрузки персонала управления. 

При этом методической основой обучения является организационно-деятельностная технология,  позволяющая выполнить анализ функционирования моделируемых предприятий,  организаций,  учреждений путем  «погружения»  и «самоопределения» (по П.Г. Щедровицкому)  студентов в среду игровой дискуссии. Стержнем этого подхода является методология, реализуемая по итеративной циклической схеме: индивидуальная работа – групповая работа – рефлексия.

Поскольку эти игры носят учебных характер,  и реализовать в полной мере методику  «погружения» не представляется возможным, при проведении занятий используется технология  «мозгового штурма».  Это означает,  что студенты-эксперты на этапе индивидуальной работы за сравнительно короткий промежуток времени должны принять аргументированное решение по поводу предложенного им информационного массива проблем,  мобилизуя весь арсенал накопленных знаний, умений, навыков, используя интуицию и, наконец, здравый смысл. В процессе групповой работы осуществляется жесткое интерактивное  «противостояние» по поводу оптимизации консолидированного проблемного поля. 

ОДИ-технология предполагает равноправие каждого из членов экспертной команды, поэтому  «противостояние», а затем поиск согласованных решений дает студентам навыки ведения конструктивной дискуссии, умения слушать друг друга, анализировать аргументы и приходить к интегрированному решению как обязательному условию завершения работы. Преподаватель, выполняя игротехническую функцию, прежде всего, организовывает совместную работу членов команды,  поддерживая системномыследеятельное противостояние.  Это обеспечивает достаточную креативность студентов для того, чтобы генерировать новые знания и систему аргументации. При этом преподаватель-игротехник осуществляет мониторинг реализации установки на консолидацию в принятии окончательного решения и, при необходимости, проводит корректировку.

На этапе рефлексии студенты выполняют анализ завершенной работы, ее эффективности, а также своего места в системомыследеятельном процессе. Эта информация используется игротехником-преполавателем в канале обратной связи общего управления игрой. Опыт использования ОДИ-технологии в инструментальном обеспечении образовательного процесса на кафедре информационных технологий, при поддержке авторских программных средств (БД), доказал возможность повышения уровня креативности студентов при изучении дисциплин,  развивающих инновационные компетенции.

sendgrid