up
Все теги  

О главном недостатке ЕГЭ

На мой взгляд, сегодня имеется недостаточное понимание того, что ЕГЭ - всего лишь последнее звено в технологической цепочке процесса обучения. Ведь сам по себе экзамен призван демонстрировать то, на что способна технология обучения, взятая в целом. Результаты ЕГЭ (с учетом заниженного "минимального порога") говорят о несостоятельности классно-урочной технологии обучения как таковой. В любой другой отрасли производства технология с таким высоким процентом брака была бы признана нерентабельной и заменена на другую. 

Как оценивать труд учителя, если в его руках несовершенные инструменты? Как добиваться высоких результатов педагогу, который владеет допотопной технологией обучения? Да, высокие результаты бывают, но лишь как исключения, подтверждающие общее правило, и не столько благодаря реализуемой технологии обучения, сколько вопреки ей. Почему? 

Усвоение человеком какого-либо учебного материала имеет сугубо индивидуальный характер. Тогда как обучение в массовой школе осуществляется фронтальным (= стадным) образом. Каждый учитель знает, что, как бы доходчиво он не излагал учебный материал, в классе найдутся лишь единицы тех, кому дополнительные разъяснения не нужны, а в основном же будут такие ученики, которые по каким-то причинам этом материал "не взяли", или освоили его с изъянами. Даже если учитель сделает точную диагностику, он ничего исправить не сможет, ведь у каждого свои пробелы, а выполнение программы "общим фронтом" нивелирует все индивидуальные особенности. Вот и вся история о том, откуда появляются двойки на ГИА и ЕГЭ. 

Главный недостаток ЕГЭ в том, что он «единый» по срокам. В образовании человека нормативных сроков быть не должно. К началу обучения в школе мы уже имеем разницу объективных возможностей детей: один читает 120 слов в минуту, другой не знает ни одной буквы, что, кстати, для начала обучения в школе вполне нормально. Однако обучать этих двух детей одновременно одному и тому же учебному материалу – недопустимо. Обучение по способностям и индивидуализация учебного процесса в первую очередь должна означать предоставление возможности каждому ученику изучать учебный материал в индивидуальном темпе и, следовательно, отмену единых сроков промежуточной и итоговой аттестации. Стало быть, должны быть созданы возможности проведения экзаменов в любое время года. Допуск к экзамену должен осуществляться учителем по мере подготовленности ученика. Если какие-то сроки и устанавливать, то они должны иметь сугубо рекомендательный характер. Можно как угодно совершенствовать КИМы, процедуру проведения экзамена, но, если не поменять технологию учебного процесса в целом, никакого прогресса в образовании мы не дождемся. 

Комментарии

0 прокомментировать
sendgrid