up
Все теги  

Как была ликвидирована профориентация в российской школе

Ликвидация системы профориентационной работы в российской школе, отличный пример того, как "правильные решения" приводят к "неправильным результатам". Еще несколько лет назад существовала государственная система профориентационной работы, были кадры, методики, технологии. Да, у нее были недостатки, связанные с тем, что для решения проблем профориентации в рыночной экономике, использовались методики и технологии предназначенные для советской экономики, но лучше иметь не оптимальный, но работающий вариант (все равно это были западные методики, адаптированные к применению в СССР), чем вообще ликвидировать эту работу. Что погубило профориентационную работу, а очень "правильное решение", передать финансы и управление профориентацией в руки губернаторов, поскольку они лучше знают ситуацию и кадровые потребности регионов. Чем все кончилось? Губернаторы нашли лучшее применение этим деньгам, они конечно теперь везде жалуются на "кадровую катастрофу", которую они породили своими руками.

Сегодня восстанавливать уже нечего. Кадры, методики, технологии потеряны навсегда, да и в условиях рыночной экономики, все это малоэффективно. Сегодня например у нас в наукограде разработаны и применяются профориентационные технологии адекватные требованиям рыночной экономики - технологии планирования профессиональной карьеры. Они созданы в течении десяти лет под решение задач профориентации в условиях рыночной  и инновационной экономики, но за это время профориентация "ушла из школы окончательно" и вернуть ее уже невозможно в силу потери кадров, технологий и она просто не вписывается уже в образовательный и воспитательный процесс в школе.

Чем отличается технология планирования профессиональной карьеры, от известной, классической профориентации? 1.Она ориентирована на личностную, социальную и профессиональную самореализацию личностного потенциала; 2.Планирование карьеры предполагает многовариантность личностной и профессиональной самореализации с учетом востребованности на рынке труда и постоянных изменений на рынке труда; 3.Планирование карьеры предполагает формирование личности профессионала. Но, к сожалению профориентационная работа и система психологической поддержки в школе ликвидирована, государственная система профориентационной работы ликвидирована. А теперь госруководство всех уровней от города, до министров говорят о "кадровой катастрофе". Самое смешное, что введение профильного образования в школе предполагало формирование личности профессионала и планирование карьеры учащимся, но при этом такая технологическая и организационная возможность была ликвидирована с ликвидацией профориентационных и психологических служб. Результат видит каждый...... Школа в состоянии  сегодня эффективно готовить только грузчиков, продавцов, "офисный планктон" и "креативный класс", да и кстати чиновников она выдает "классического розлива". Сегодня школа уже не в состоянии без восстановления профориентационной работы, соответствующей требованиям рыночной экономики дать кадры для инновационной, рыночной экономики. Реиндустриализация сегодня в принципе невозможна, в силу того, что в технику и технологию приходили кадры с УПК, уроков труда и главное технических кружков..... Вся эта часть профориентационной работы ликвидирована и потому, даже при наличии любых затрат на профподготовку, кадры взять просто неоткуда..... Например, у нас дали большие деньги и самое современное оборудование для подготовки сварщиков и наладчиков станков с ЧПУ. Даже треть группы не набирается.  

Комментарии

1 прокомментировать
  • Какие сврщики-наладчики? Все идут в вуз, чтобы не идти в армию. А сварщикам-наладчикам надо лет десять платить зарплаты в два раза больше, чем офисному планктону, только тогда появятся кандидаты в ваши группы. Еще лет за пять сварщик-наладчик вырастет в профессионала. Итого 15 лет.

sendgrid