up
Все теги  

Наука, тернии и ...

После окончания вуза молодому специалисту следует выйти на работу по специальности. Когда-то это было заботой государственного значения, а сейчас стало проблемой самого выпускника.

Раньше было принято считать, что каждый человек – должник общества за свое умственное развитие. Потому долгом выпускника было отработать несколько лет по распределению. В эпоху рыночных отношений все отдано в вузы, а там – у кого какие возможности... Уже нет так называемых «трудовых семестров». Прохождение производственной практики в рабочих условиях канули в Лету. А ведь она помогала студентам познакомиться с будущей специальностью, присмотреться к организации труда на предприятии, к производственным процессам, приобрести практические навыки. Абстрактное представление о производстве и выбранной специальности заменялось конкретными понятиями. Занятость в студенческих строительных отрядах позволяла осваивать профессии (вплоть до нескольких рабочих). Сами студенты учились распределять свои силы во времени и самоорганизовываться, организовывать других. Молодой специалист приходил на производство уже подготовленным.

А что сейчас? Работодателю требуется выпускник определенного возраста, но уже с опытом работы! Знакомо? Вы скажете: «С молодыми учеными дела обстоят иначе». Где там, ответил бы я. Вот какая вырисовывается картина «маслом».

После получения высшего образования бывшие студенты, а ныне молодые специалисты находятся перед выбором – идти работать по полученной специальности или в торговлю, иную сферу деятельности. Можно продолжить обучение, углубляя свои знания, передавая их новому поколению студентов. А можно даже заняться наукой (манящее слово), развить свою студенческую тему или выполнить исследования в русле университетского плана.

Выбор не прост, так как решается вопрос будущего. Личного будущего, будущего родителей и молодой семьи, если ученый успел ею обзавестись. В решении этой проблемы, как воздух, необходима поддержка государства. В первую очередь, в отношении квартирного вопроса. На заре молодежной программы по обеспечению жильем молодых семей (не только и не столько молодых ученых), требования к кандидатам были жесткие (например, признавали нуждающимися в улучшении жилищных условий при размещении на площади менее 14 м2 на одного человека, было необходимо наличие первоначального взноса и зарплаты, достаточной на выплату ипотеки). Только единицы смогли воспользоваться этой программой, поэтому условия пришлось смягчить.

Власть имущие, возможно, скажут, и будут справедливы в своих претензиях к молодежи: «А что вы сделали для собственного благополучия? Как оздоровили государство?»

В ответ скажу (и многие товарищи поддержат): «Предоставьте по конкурсу)заказы производства, обеспечьте достойную заработную плату преподавателям... Дайте нам возможность заработать».

Заботы не чувствуется! Младший преподавательский состав находится на грани выживания, их доходы только сейчас стараются дотянуть до прожиточного минимума. Лучше тем, кто пока проживает с родителями. По крайней мере, голодными они не будут. Голодный человек не способен на творчество, он вынужден думать о выживании. Это отсеивает многих людей (не всегда молодых) заставляя уходить из науки, которой зачастую занимаются не из-за денег, а по зову сердца.

Мы видим проблемы в образовании, конкретно в высшей школе. Даже можно не присматриваться... Введение двухуровневой системы образования – бакалавриата и магистратуры. Хорошо, вовремя опомнились, оставили специалитет на некоторых специальностях. И тут же увеличили оплату за обучение (министерство рекомендовало эту стоимость так, что не откажешься). При этом ежегодно уменьшается количество бюджетных мест. А судьба молодых ученых неразрывно связана с изменениями в образовательной системе.

Не все гладко и с приобретением лабораторного оборудования. До сих пор многим приходится работать и совершать открытия «на коленке». Недостаток опыта мы стараемся заменить быстротой решений (иногда ошибочных), повышенной самоотдачей и упорством. Сохраняем хорошие отношения с выпущенными под собственным руководством дипломниками; студентами, с кем столкнула жизнь в университете; товарищами, с кем тянем одну лямку «молодого ученого». Есть идеи собственного развития, цели научных исследований. Однако помимо идей необходимо еще и проведение теоретических исследований, лабораторных испытаний, физико-математического моделирования и анализа полученных данных. Для поиска решений задач, которые ставит нам сама жизнь, нужно сопоставить полученные данные с результатами других научных школ. На это можно спустить все заработанное, и при удачном «расположении звезд» идея осуществится годам к 40. Но времени очень мало. Нужно успеть кроме основных должностных обязанностей, мечтаний и желаний в науке заработать деньги, обеспечить семью и просто отдохнуть.

Видно возрождение былых хороших начинаний, но держится оно зачастую на голом энтузиазме и личных связях, а не на помощи государства. Можно сказать: «Не благодаря, а вопреки».

Что же следует делать, выбрав «дорогу» ученого? Трудиться на нескольких работах (и хорошо, когда они хотя бы косвенно связаны с твоими интересами) и помнить проклятие советских времен: «Чтоб ты жил на одну зарплату».

Не сидеть на месте! Ведь есть пословица: «Под лежачий камень вода не течет». Да, много еще в мире есть пословиц...

Надеюсь, что не ошибаюсь в своих устремлениях. Но есть ли оно, государство Российское, заботящееся о своих гражданах? Живо ли еще??? Или мы с вами уже стали господами, а кто-то – рабами? Каков ответ на этот вопрос? Зависит от нас с вами.

Заместитель декана механико-

технологического факультета ТГАСУ,

к.т.н., доцент А.В. Устинов

ОПУБЛИКОВАНО 07.12.2012

Устинов А.В. Наука, тернии и ... / А.В. Устинов // Персона. Томск. – 2012. – № 9. – С. 30-31.

Комментарии

0 прокомментировать
sendgrid