up
Все теги  

Математика. Гармония. Дизайн

На современном этапе развития общества перед национальной системой образования стоит важная задача подготовки подрастающего поколения, способного к творчеству, успешного в профессиональной и социальной сферах.

Решению этой задачи в определенной степени будет способствовать успешное овладение математическими знаниями учащимися и студентами, поскольку все большую актуальность приобретают математические методы исследования в областях, не смежных с математикой, например, в искусстве, эстетике, архитектуре и дизайне. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальный способ познания красоты. Поэтому для будущих специалистов таких профессий, как дизайнер, художник, архитектор очень важно показать связь их деятельности с математикой, потому математика помогает создать именно гармоничные произведения искусства. И это известно еще с древних времен, когда известные художники и архитекторы пользовались математическими расчетами в создании своих шедевров.

Живописцы и художники - истинно обязаны математике, хотя бы возможностью изменять цветовую гамму. Существуют в живописи классические каноны - изображение человека, расположение предметов на рисунке, соотношение мелких и крупных предметов. А у мастеров-иконописцев вообще вся плоскость иконы должно быть строго рассчитана, чтобы соответствовать религиозным, каноническим стандартам. И все это можно связать словом "композиция". Под композицией мы понимаем целенаправленную построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются содержанием, назначением и гармонией целого. Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры. И удивительно, как композиция связана с математикой. Симметрия, пропорции, ритм, контраст, целостность – вот она, математика, приводящая к гармонии. В композиционной структуре произведений искусства и дизайна имеют значение пропорции прямоугольников и других геометрических фигур, в которые вписывается настоящее произведение или его основные части.

Масштабные отношения между вещами, предметным окружением и человеком выступают как средство гармонизации в архитектуре, дизайне, в прикладном искусстве, в частности, в прикладной графике, в искусстве книги. Среди систем пропорциональности, используемых в архитектуре, дизайне, в прикладной графике следует упомянуть системы "предпочтительных чисел" и различные модульные системы. В прикладной графике модуль широко применяется при конструировании книг, журналов, газет, каталогов, проспектов, всевозможных печатных изданий. Применение модульных сеток помогает упорядочить расположение текстов и иллюстраций, способствует созданию композиционного единства. Также, модульную сетку применяют при конструировании всевозможных рекламных изданий и, особенно при проектировании графического фирменного стиля, при конструировании различных знаков, знаков визуальных коммуникаций, товарных знаков и др.

Корбюзье создал целую систему пропорциональности на основе чисел ряда золотого сечения и пропорций человеческого тела и назвал ее "Модулор" (с лат., означает "ритмично соразмерять"), предназначенную для использования в архитектуре и дизайне. В частности, "Модулор" используется при конструировании печатных изданий.

Следует также упомянуть и прямоугольник золотого сечения, который мы встречаем и в пропорциях средневековых рукописных книг, и в современной книге, потому что стройные пропорции золотого сечения позволяют красиво организовать пространство книжной страницы и разворота. А также другие интересные прямоугольники на основе которых была проведена стандартизация и унификация форматов книг, бумаг, деловой документации, открыток, плакатов, папок и других объектов, связанных с прикладной графикой.

Еще одна интересная вещь для дизайнеров упаковок. Оказывается, по Платону, тела (правильные многогранники), на основе которых и конструируются упаковки, имеют большое влияние на психологическое и энергетическое состояние человека. И это важно знать для совершенствования своей работы.

Итак, "Математика ... обнаруживает порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного" (Аристотель). И по проведенным исследованиям можно сказать, что искусство и дизайн неотделяемы от композиции, а композиция – от математики. Поэтому гармоничный дизайн чего-либо невозможно без математических закономерностей и расчетов.

Комментарии

0 прокомментировать
sendgrid