up
Все теги  

Как просто обучать всех учащихся без пробелов, на хорошо и отлично

Известно, что самое эффективное и качественное обучение – это самообучение. Поэтому процесс обучения в новой дидактической системе представляет собой управление самообучением учащихся и основан на усовершенствованной теории обучения, на использовании новой педагогической идеологии, на новой организации учебного процесса, на использовании психологической системы, автоматически управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося, независимо от их количества в классе.

Коллеги! Что вы подумаете о человеке, который пытается забить гвоздь шляпкой в стену, и о людях вокруг вас, усердно забивающих гвозди шляпкой в стену? Современная система обучения создаёт у меня ассоциацию сумасшедшего дома, в котором все забивают гвозди шляпкой в стену. Все работают очень усердно в поте лица, за весь учебный год умудряются забить его порядком на 20-30% (это существующее качество обучения). Ежегодно защищается в педагогике по сотне кандидатских и докторских диссертаций с той же направленностью – как лучше забивать гвоздь шляпкой в стену.

Причём заметьте: не ЗАБИТЬ, а ЗАБИВАТЬ!))) Никто не заботится и не работает на конечный самый высокий результат качества!

Поскольку, гвоздь забивается не той стороной – то качества и эффективности в данной системе, в принципе не может быть!!!

Решение проблемы создания высококачественного учебного процесса, решается весьма просто, весьма тривиально. Многие прогрессивные открытия в заезженных отраслях происходят при смене идеологии научного исследования или производства. Для этого как всегда достаточно сменить научный подход к решению этой проблемы, и весьма часто проблема решается очень просто и красиво. Сменить идеологию подхода к образованию, перелезть через психологический барьер, сменить стереотип деятельности, выработанный веками научной мысли и многомиллионной армией педагогов это самое сложное для внедрения всякой новой технологии, тем более в сфере консервативной педагогической действительности.

Давайте посмотрим на гносеологию познавательного процесса. Человеку разумному, как и многим другим живым существам, генетически с рождения присуща самообучающая функция, без которой он просто не смог бы выжить как вид, а тем более создать цивилизацию, Самообучение это основа всякого развития, подчёркиваю - не обучение извне, а самообучение изнутри. Значит, имеет перспективный смысл  оседлать именно эту самообучающую функцию организма учащегося для эффективного и качественного обучения Следовательно, «педагогический гвоздь» в принципе не нуждается в том, чтобы его вообще забивали, так как он генетически обладает способностью самостоятельно, без принуждения и насилия «залезать» в стену знаний и умений. Но с точки зрения организованного процесса обучения он нуждается в разумном управлении, его направлении в нужное место, своевременной поддержке и одобрении его намерений и деятельности.

Что мешает нашим старательным педагогам перевернуть гвоздь? Это стереотип деятельности, это психологический барьер, вокруг все забивают гвоздь так, а я что…? Перевернув «педагогический гвоздь», направив и поддержав его в нужном месте, любой гвоздь сам с удовольствием лезет в стену. Фантастика?! Нет, реальность! Таким образом, процесс обучения, основанный на технологии управления самообучением основан: 1) на усовершенствованной теории обучения, 2) на использовании новой педагогической идеологии, 3) на другой организации учебного процесса, 4) на использовании психологической системы, автоматически управляющей эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося.

Данная дидактическая система гарантирует успешность в достижении учебных целей всеми учащимися в любом учебном заведении, на любом учебном предмете. Действительно даёт 100%-е качество обучения (по сравнению с существующими 20-30%).

Технология управления самообучением позволяет: 1) полностью исключить из учебного процесса понятие “неуспевающий” и “троечник”, 2) в корне ликвидирует оценочные конфликты между учащимися и педагогом, конфликтов нередко приводящих к трагическим случаям, к суицидам и покушениям на учителей, 3) автоматически создаёт внимание и познавательную активность на уроке, 4) исключает прогулы и опоздания на урок, 5) снимает проблему дисциплины на уроке, 6)автоматически мотивирует учащихся на успешное изучение учебного предмета до конца учебного года, 7) полностью убирает почву для коррупции в сфере образования.

Окунёмся практически в технологию такого обучения. Читая эту статью, вы занимаетесь самообучением и пришли на эту страницу учиться по данной теме, а поскольку учение – это интеллектуальная работа, то вначале, как и везде на работе вы должны получить задание. За выполнение каждой части задания вы должны поставить себе такую оценку, которую вы обязуетесь подтвердить, если вам это будет предложено. Итак, вам задание!!!

1. Объяснить, что основой всякого образовательного процесса является самообучение. 2. Объяснить, какие тупиковые ситуации препятствуют развитию качества образования. 3. Объяснить, что собой представляет учение для учащихся? Когда и как надо давать задание учащимся и почему? 4. Нарисовать и объяснить структуру эффективной системы управления познавательной деятельностью учащихся. 5. Чётко рассказать об организации оперативной, интенсивной, систематической обратной связи с каждым учащимся на каждом уроке. 6. Объяснить, как рационально можно проводить корректирование знаний на уроке? 7. Объяснить, как стимулировать успешность работы каждого учащегося до конца изучения предмета?

Рассмотрим эти этапы выполнения задания.

1. Самообучение основа образовательного процесса. Я уже говорил выше, что человеку разумному, как и многим другим живым существам, генетически с рождения присуща самообучающая функция (о которой наша педагогика и не подозревает), без которой он просто не смог бы выжить как вид, а тем более создать цивилизацию. Самообучение – это основа всякого развития, подчёркиваю – не обучение извне, а самообучение изнутри. Ошибка педагогической системы в том, что детей учат, обучают, поучают, воспитывают, дрессируют, в то время как нужно направлять их познание в определённом направлении, управлять качеством их деятельности на основе очень интенсивной информации обратной связи, своевременно помогая каждому учащемуся, встретившему трудности в формировании какого либо этапа понятия или умения. Ученик – это субъект своей познавательной деятельности. Сам управляет своей учебной деятельностью и заставляет или не заставляет себя что-то освоить, понять, сформировать. Учить, обучать, поучать – это не разумно и не эффективно, так как далеко не каждый считает, что это знание для него актуально и целесообразно. Самообучение – это основа образования, основа развития, основа выживания. В высококачественном учебном процессе не учат, а всего лишь направляют самообучение ученика, и своевременно помогают ему понять, освоить то, что вызывает у него затруднение. Технология управления самообучением позволяет своевременно увидеть затруднения любого учащегося на любом этапе формирования понятия, независимо от количества учащихся в аудитории. Существующая обучающая деятельность учителя технологически неверна в принципе. Поэтому учителя никогда не смогут решить педагогическую проблему неуспеваемости учащихся без перехода на технологию управления самообучением.

2. Существующие тупиковые ситуации развития качества  в том, что система основана: 1) на авторитарной идеологии, которая является главным камнем преткновения совершенствования качества образования; 2) на психолого-педагогических теориях обучения, совершенно не рассматривающих учебный процесс с точки зрения ученика; 3) на незнании того, что учебный процесс – это процесс, а чтобы процесс был эффективным с высоким качеством, то им надо управлять, и управлять грамотно. Система образования – это, во-первых, всего лишь сфера услуг, в которой заказчиком, потребителем и  плательщиком образования являются, государство, во-вторых, работодатель, в третьих, гражданин. Следовательно, оценивать и контролировать качество образовательных услуг могут и должны только три этих субъекта. Государство контролирует и оценивает с помощью ЕГЭ, работодатель – практически на производстве, гражданин, то есть учащийся (и родители) – в реальном учебном процессе. Отсюда следует абсурдность существующей ситуации в учебном процессе: не учитель должен оценивать текущие и итоговые знания и умения ученика, а, как это не странно, сам ученик на правах потребителя и заказчика. Педагог и ОУ могут лишь диагностировать эффективность и качество своей работы для её регулировки. Поэтому применяемая авторитарная идеология в обучении как подрядчика к заказчику просто абсурд на уровне идиотизма. Это значит, что теория обучения должна рассматриваться  с точки зрения учения ученика.

3. Что такое учение для учащихся? Когда и как надо давать задание учащимся? Современная педагогика на этот вопрос не отвечает но, тем не менее, высосала из пальца проблему трудового воспитания школьников. Как будто учение – это не труд. Учение для школьника труд, это тяжёлый интеллектуальный труд, это производство знаний, причём труд далеко не лёгкий, не приятный, не интересный, это труд по принуждению, причём без какой-либо положительной мотивации его выполнения. В качестве стимула – крик учителя или родителей. Чтобы на них не повышали голос, многие учащиеся с детства обучаются увиливать – ищут способы не выполнять эту принудиловку: списать, «заболеть», обмануть учителя, родителей. Тем самым у них вырабатывается стойкий неправедный стереотип лёгкого нетрудового образа жизни. Обман, мошенничество, подлог –  основа спокойного ничегонеделания многих учащихся и студентов в любом образовательном учреждении. Такова реальность, когда забивают гвоздь шляпкой в стену. Вопреки тому, что некоторые современные педагоги самоуверенно утверждают, что учить без принуждения – вредный миф. Переворачиваем гвоздь и легко создаём успешный учебный процесс без принуждения извне  учащихся к учению. Коль скоро учение – это работа, это производство знаний. умений, тогда взаимоотношения педагога с учащимися должны измениться в корне и должны быть производственными. Придя на работу, любой работник вначале рабочего дня получает задание. Ему объясняют, что он должен сделать, как качественно, как много, что он может использовать и что ему за это будет. За брак его ждёт  штраф, за качественное выполнение нормы он получит зарплату, за перевыполнение нормы получит премию. Качество изготовления детали всегда работник контролирует сам, и лишь затем выборочно проверку осуществляет ОТК (отдел технического контроля). Качество деталей произведённых работником, имеющим личное клеймо, ОТК не проверяет, он сам проверяет их гораздо придирчивее, чем ОТК. 

Точно также  строим  организацию учебного  производственного  процесса. Учащимся в начале урока даём  учебное «производственное» задание, состоящее из нескольких частей. Даются критерии оценки выполнения задания. Затем чётко объясняется, как выполнять это задание. Производя работу, ученик оценивает каждую часть выполненного задания и выставляет себе оценку за каждую  часть задания, причём такую оценку, на которую он претендует и обязуется её защитить. Задание (оно одновременно является и классным, и домашним) в виде частей нового учебного материала записывается  перед его объяснением.  Поэтому объяснение нового материала учителем выступает пояснением выполнения учебного задания.  

Кроме того, текущий изучаемый учебный материал (трудовое задание учащимся) разбивается на части, желательно на 5 частей. Разбивка задания на части упрощает самоконтроль и поэтапно стимулирует учащегося выполнять всё задание. Это как лестница для достижения определённой высоты. Выполнив одну часть задания ученик, в конечном счете, будет иметь оценку 1 балл, выполнив на отлично 2 части задания, он будет иметь оценку 2 балла и т. д. вверх по лестнице к 5 баллам. Такой подход создаёт количественную характеристику учебной деятельности и самооценки ученика. О качественной характеристике самооценки поговорим позже.

Все учащиеся хотят быть хорошими, быть на хорошем счету, поэтому и оценки они стараются ставить заслужено высокие. Причём доверием педагога они дорожат гораздо больше, чем величиной поставленной самооценки. Высокая оценка, которую он сам себе ставит это и есть его стимул. (Стимул это палка, которой погоняют оленей). Технология управления самообучением встраивает стимул в самого ученика, он сам себя подгоняет к наивысшему результату деятельности так же, как это делается в производственном процессе.

4. Принцип управления познавательной деятельностью учащихся. Выполняя задание, учащийся использует личностную систему управления своей познавательной деятельностью. Личностная система управления является системой замкнутого типа, ей свойственна цикличность управляющих действий. В цикл её деятельности входит: 1. Постановка задачи. 2) Выработка критериев достижения цели. 3) Планирование деятельности. 4) Поэтапное выполнение деятельности. 5) Поэтапный контроль достижения цели. 6) Поэтапное корректирование достижения цели. 7) Итоговый контроль достижения цели.

Система управления обучением у учителя более примитивна, поскольку в ней отсутствуют 5, 6, 7-й элементы цикла управления, то её не логично считать системой управления.

Главная проблема существующего обучения – нет интенсивной, систематической информации обратной связи от каждого ученика о состоянии его текущих умений и знаний. Без обратной связи невозможно управлять качеством любого процесса. Попробуйте  ехать на велосипеде с завязанными глазами, то есть без обратной связи. Очевидно, что от такой езды вы очень скоро откажетесь. В то время как учебный процесс без обратной связи «с завязанными глазами педагога» пытаются сделать эффективным. Вам не кажется такая деятельность абсурдной? Откроем глаза учителю на происходящее учение. Для этого недостающие элементы цикла управления у учителя (в технологии управления самообучением) используем из личностной системы управления ученика. В результате  создали замкнутый очень эффективный цикл управляющей системы для учителя. Созданное управление процессом учения основано на двух согласованных контурах управления, имеющих общую цель управления. Один контур управления возглавляет учащийся, получая соответствующие знания и умения, и регулируя их усвоение в соответствии со своей самооценкой и индивидуальными способностями. Другой  контур возглавляет педагог на основе использования результатов поэтапного самоконтроля из личностной системы управления ученика (пятый – седьмой шаг).

Это обуславливает необходимость педагогического сотрудничества учителя с каждым учащимся по достижению учебной цели. Поэтому авторитарный стиль обучения ещё раз  неприемлем! Работа каждого ученика и учителя в направлении достижения общей цели делает их равноправными партнёрами, коллегами. Таким образом, процесс обучения, основанный на использовании педагогом в управлении познавательной деятельности результатов из личностной системы управления учением учащихся,  есть главный ключ в решении существующей проблемы качества и эффективности образования.

5. Организация, систематической обратной связи. Значит, для управления самообучением требуется иметь систематическую оперативную, интенсивную и регулярную обратную связь с каждым учащимся. Очевидно, что такую информацию в настоящее время  невозможно  получить никакими существующими техническими средствами. Современная педагогическая наука тупо, бездумно и, конечно, тщетно пытается устанавливать такую обратную связь с помощью сложной и дорогой компьютерной техникой. Это аналогично тому, как медики удаляли бы гланды  не через рот, а через задний проход. Информацию обратной связи намного эффективнее и проще осуществлять на основе использования самоконтроля и самооценок знаний и умений учащихся. Организовав сбор самооценок за каждую часть задания, создаём новый вид обратной связи, при которой, не проводя традиционного контроля знаний, получаем мощную информацию об усвоении той  или  иной порции учебного материала всеми и каждым учащимся. Для этого надо: 1) создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего  правильной  самооценке знаний  учащимися; 2) управлять достоверностью самооценки; 3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; 4) использовать полученную информацию для полной ликвидации и недопущения пробелов в знаниях и умениях каждого учащегося по изучаемому материалу в соответствии с ФГОСом.

С этой целью, для уменьшения  расхождения в оценке знаний педагога  и самооценок учащихся, даем учащимся нормы оценки знаний усвоенного материала. За показатель характеристики качества усвояемости принимаем оценку ученика (в пятибалльной системе) каждой части им подготовленного задания. Для этого ученикам предлагаем критерии оценки знаний в виде:

  • баллом "5" оценивается ответ, показывающий знание и глубокое понимание изученного материала;
  • баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала;
  • баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное  незнание  учебного  материала;
  • баллом "2" оценивается ответ; обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала;
  • баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала.

Выполнение каждой части учебного задания учащимся оценивается по пятибалльной системе, а округленная средняя арифметическая величина этих оценок есть оценка знаний или умений учащегося за предыдущий урок. Это опосредованная оценка, на которую он претендует и обязуется защитить каждую из этих оценок, если педагог ему предоставит такую возможность. Наряду с этим выдвигаются некие санкции, например, в случае значительного завышения оценки его оценка не зачитывается, а в журнале останется пустая клетка. Пустая клетка в журнале – это ноль, это пробел в знаниях по данному вопросу, это очень сильный стимул для последующей продуктивной деятельности любого ученика и, конечно, педагога. Но об этом позже.

Организация сбора и фиксации самооценок происходит следующим образом: дома каждый учащийся после выполнения задания независимо от того, письменное оно или устное, должен поставить себе оценку за выполнение каждой части задания. Затем записывает эти оценки на листочке бумаги, вычисляет округлённую среднюю величину оценки, пишет свою фамилию и имя. Эти листочки учащиеся перед уроком сдают одному из учеников, ответственному за сбор и оформление информации, который последовательно, соответственно фамилиям, записывает получаемую информацию в специальную тетрадь или в сводную ведомость или в компьютер. В начале граф оценок каждой части задания записываются названия частей задания в виде вопросов, подзаголовков, параграфов или номеров задач. Таким образом, до начала урока педагог получает подробную, достоверную и систематизированную информацию от всех учащихся о результатах выполнения учебного задания и, соответственно, о качестве освоения учебного материала каждым учащимся и всего  класса в целом.

Некоторые учителя собирают самооценки в тетрадь или сразу в компьютер. В данной технологии  на уроке нет контроля знаний. Контроль знаний является прерогативой самого ученика. Таким образом, паразитическое время контроля знаний сводится к нулю. На место контроля вводится следующий этап управленческого цикла – корректирование знаний учащихся.

6. Как проводится корректирование знаний и умений на уроке? Корректирование – это выравнивание или поднятие знаний и умений некоторых учащихся до общего наивысшего уровня. Это то, чего нет в существующем учебном процессе.  Происходит корректирование, как правило, с помощью учащихся, защищающих свои оценки. Фактически в структуре урока вместо существующего контроля знаний имеет место повторение, закрепление знаний и защита самооценок. Корректирование выполняет обучающую функцию для слабо подготовившихся учащихся. В это время педагог просит объяснить ход выполнения задания только учащихся в основном  хорошо выполнивших это задание, или сам объяснит то, что непонятно. Таким образом происходит корректирование и защита самооценок.

После корректирования даём новое задание и проводим объяснение выполнения задания (объяснение нового материала). Его можно проводить любыми существующими методами, способами и приёмами – развивать исследовательские навыки, создавать проектную деятельность учащихся, применять деятельностный подход, развивать творческие способности, критическое мышление и т.д. Бывает так, что учащиеся по разным причинам имеют пропуски уроков и низкие самооценки, а значит – и пробелы в знаниях по темам этих уроков. Если в какой-то клетке журнала оценки нет или стоит низкая оценка, то это является сигналом и педагогу, и учащемуся  о конкретных пробелах в знаниях или умениях данного ученика.

7. Что  и как стимулирует успешность работы каждого учащегося до конца изучения предмета? Так как оценка знаний, умений производится на каждом уроке, то тем самым создаётся очень сильный стимул для учащихся по ликвидации пропусков уроков, а значит и пробелов в знаниях. А именно: за четверть, за полугодие, за год учащиеся выставляют себе сами округленную оценку, состоящую из суммы всех баллов, делённую на число учебных часов (занятий) в этот период по данному предмету. Это та оценка, на которую они претендуют и обязуются её защитить, если им это будет предложено. Зная, что  оценка зависит только от него самого, учащийся прикладывает значительные усилия, чтобы довести свои знания и умения до наивысшего уровня. Учащиеся уже с первых занятий регулярно просчитывают свою итоговую оценку и стараются не допускать пропусков занятий и пробелов в знаниях даже по уважительной причине. При наличии пропуска занятия учащиеся просят принять зачёт по теме, на которой он не был, тем самым защитить свою самооценку, которую надо поставить в пустую клетку журнала соответствующую теме пропущенного урока, или просят принять зачёт, чтобы заменить низкую самооценку в журнале на более высокую. Благодаря этому приёму все учащиеся изо всех сил стараются изучить предмет без пробелов и не иметь итоговую оценку ниже четырёх баллов. Этот приём создаёт психологическую систему, автоматически  управляющую эффективностью и качеством познавательной деятельности каждого учащегося. Наряду с этим имеет смысл проводить тематический или итоговый мониторинг с выборочной защитой итоговых самооценок. Это стимулирует активное повторение учащимися пройденного материала, что позволяет повторить и лучше закрепить в памяти учащихся знания по пройденным темам. Таким образом, технология управления самообучением создаёт организацию обучения, в которой обязательно все учащиеся, начинающие изучение предмета с самого начала, гарантировано не будут иметь пробелов в знаниях и умениях по всем пунктам учебной  программы, будут иметь хорошие знания и, соответственно, самые высокие оценки, которые они обязуются подтвердить при итоговой проверке.

Как показывает наш многолетний опыт работы, самооценки чаще всего занижаются по сравнению с оценками учителя. Об этом также свидетельствуют  весьма достоверные, независимые исследования академика А.В.Усовой, В.Г.Гуровой  и А.Н. Косовичевой. Учащиеся гораздо в большей мере дорожат доверием учителя, чем величиной поставленной ими самооценки.

При  использовании данной технологии, педагог  изменяется функционально, он превращается из учителя в управленца – в менеджера. Учащихся не учат, они учатся сами – самообучаются. Педагог не учит, он даёт задание, объясняет, как его выполнять, получает информацию о качестве выполнении заданий и корректирует выполнение заданий. Тем самым он управляет самообучением, он сотрудничает с каждым учеником (с партнёром) для достижения ими общей учебной цели.

В технологии управления самообучением качество обучения зависит только от педагога, от  результативности его управления качеством знаний на занятии, от правильности выбора им системы заданий, на основе которой должна быть сформирована требуемая компетентность учащихся. Система заданий должна быть создана на основе перечня требований учебной программы или ФГОСа и должна быть прописана в программе поурочного планирования. Система заданий наряду с формированием новых компетенций обязательно должна циклически и систематически повторять пройденный материал.

Теперь, пожалуйста, поставьте себе оценку за выполнение каждой части задания и пришлите их  мне! Как думаете, о чём скажут мне ваши оценки?

Таким образом, я утверждаю, что нет плохих учеников – есть неправильная педагогика. Принцип чем больше работаешь, тем результат лучше – в педагогике не работает. Качество обучения, как и везде, зависит только от применяемой технологии и от реального грамотного управления качеством. В процессе грамотного обучения педагог должен знать, как сформирован каждый элемент изучаемого понятия или умения каждым учащимся. Без такой информации регулировать и поддерживать  качество учебной деятельности всех учащихся не представляется возможным, и говорить о качестве учебного процесса не имеет смысла.

Несколько о непрерывной обратной связи. В ходе изложения нового материала, (объяснения выполнения задания) с помощью несложного технического средства в режиме онлайн, без затраты учебного времени, можно получать от каждого ученика непрерывную информацию о состоянии его познавательного процесса, понимания им того, что объясняется. Это фантастика для существующей педагогики, но в технологии управления самообучением это банальная реальность. На основе получаемой информации, сразу же, в режиме онлайн, производится корректирование познавательного процесса до полного понимания всеми учащимися сути объясняемого учебного материала. Подробное теоретическое обоснование данной дидактической системы, опыт её использования  и результаты многолетней практической работы по данной  технологии описаны в моей книге «Новая  эффективная  дидактика» М.2009, изд-во «Спутник+».

Коллеги! Пожалуйста, при  использовании данной технологии не забывайте в печати и в интернете делать ссылку на источник.

Автор: Леонов Николай Филиппович

nfleon@dio.ru

Комментарии

4 прокомментировать
  • Вы очень правы, что эта методика создана во имя детей, и правы,что учителя в своей массе на это не пойдут, но не только потому, что им лень, а в основном потому, что у них нет стимула работать на уровне 100% качества, поскольку зарплата педагогам выплачивается за количество проведённых занятий - уроков без учёта качества произведённого обучения, поэтому у них нет смысла стараться работать на 100% качества. Провёл урок и голова не болит о качестве. А в плохой успеваемости всегда виноват учащийся и его родители. Итоговые отчёты директоров многих школ показывают, что во многих школах существуют классы имеющие 100% успеваемость при 0% качества знаний, а это нонсенс.

  • Aleksey Karagin, да, таким набором чисел "0 и 1"также можно осуществлять передачу информации обратной связи, но её ущербность в том, что она ни как не может быть адаптирована к существующей пятибалльной системе оценок, а это нонсенс.

  • Методика интересная во имя детей, но...... учителя на это не пойдут-лень.

  • На мой непедагогический взгляд, было бы интересно предлагать учащимся использовать самооценки в виде "0" и "1", где "0" – это попытка изучить материал (причём любая), а "1" – это выполненное задание, "пробел" – даже не притрагивался. Семь заданий – не более семи цифр. Так, за учебный процесс можно получать некоторые "цифирные наборы", например, "110101", что свидетельствует о трёх попытках и трёх выполненных заданиях и одном проигнорированном из семи предложенных заданий. И так набежит достаточное количество, чтобы построить «матрицу учения».

sendgrid