up
Все теги  

За ЕГЭ без агогэ

Заканчивается очередная экзаменационная  страда, а настроение почему-то  не совсем праздничное. Споры про ЕГЭ разгорелись с новой силой, полярные силы готовятся к решающим схваткам…

На мой взгляд, беда ЕГЭ состоит в том, что на него взвалили неоправданно и непосильно высокие задачи – словно волшебной рулеткой измерить все и вся: уровень знаний и навыков учеников, качество преподавания, состояние всей образовательной системы. Но для заявленных целей погрешность измерений с помощью ЕГЭ недопустимо высока.  Как можно с помощью трехчасового теста оценить уровень умственного развития ученика, осознанность и прочность знаний? Об оценке трудолюбия, творческого потенциала, способности к самообразованию  и  вовсе  говорить не приходится. Предполагаю, что примерно в 20% случаев оценка ЕГЭ на целый  балл отличается  от той, которую ученик на самом деле заслуживает. В отдельных случаях - даже на два.  По информации СМИ в этом году «благодаря» ЕГЭ без аттестатов остались 16000 человек.

Возьмусь утверждать, что лишь считанные единицы действительно заслужили этого. Остальным – не повезло. Причем, если провести повторный ЕГЭ для всех, то число неудачников останется примерно тем же, а вот поименный список сильно изменится - не повезет уже другим, лотерея.

Для некоторых чиновников это - допустимая статистическая ошибка. А для десятков тысяч реальных, живых людей  -  катастрофа. ЕГЭ жесток и неприлично щедр одновременно. Ни эта ли особенность  заставляет людей, погрузившись в состояние психоза  бороздить интернет в поисках ответов, искать любые способы подстраховаться?

Недостоверность оценки порождает еще один порок – ЕГЭ непедагогичен. Он разрывает должную взаимосвязь между учеником и учителем, разрушает стимулы к систематическому познанию, совершенствованию навыков, творчеству. Зачем все это? Оценки учителя, школы ничего не значат, главное – ближе к финишу натаскаться на ЕГЭ.

Эти и другие недостатки  нивелируют все достоинства  ЕГЭ,  превращают  в бесполезную и даже опасную для детей и образования чужеродную надстройку. Обещания сторонников ЕГЭ, что мы вот еще немного подработаем и все будет нормально – неубедительны. Доходит до абсурда – предлагают ужесточить требования уголовного кодекса... Дальше некуда - палочная система на новый лад. Для учеников и родителей, учителей и чиновников.

В существующем виде шлифовать ЕГЭ не имеет смыла. Несмотря на то, что он выстрадан нашим обществом – это пустая трата сил. Необходимо создавать комплексную систему тестирования, в которой каждый элемент выполняет свои задачи. Элементы эти давно известны, необходимо просто распределить их роли и после этого немного доработать.  

Первая и главная ступень, которую проходят все ученики – регулярное тестирование учителем, школой. Опросы на уроках, проверка домашних заданий, контрольные работы складываются в четвертные оценки, а затем – в  базовую оценку по предмету, которая   определяется как среднеарифметическое значение из четвертных оценок за старшие  классы и округляется до десятых долей. Только этот вид тестирования способен дать  наиболее точную оценку по всему комплексу критериев, значимых для образования. Так было даже в сложные 90-е годы, когда в обществе угрожающе плодились различные скользкие и полукриминальные схемы. В редких случаях учитель изо дня в день завышал или занижал кому-то оценку на балл, тем более – на два. Другое дело, что потом – на выпускных или вступительных экзаменах – какому-то махровому троечнику "неожиданно везло" и он получал сплошные пятерки.

Следующая ступень – выпускной школьный экзамен. Каждый ученик обязан сдать хотя бы один предмет, а также любое количество – по своему желанию. Кроме того, экзамен обязаны сдать те, у кого базовая оценка ниже, к примеру, 3,2 баллов. По результатам экзамена базовая оценка может увеличиться, но не более, чем на 0,5 балла или уменьшиться, но не более, чем на 0,1 балла.

Экзамен, на мой взгляд, лучше  проводить  в форме  экспресс-собеседования.   Ученик вытаскивает билет с темой собеседования. После этого у него есть 15 минут на подготовку и 5 – на ответы. Причем, во время  подготовки и собеседования  он может пользоваться  любыми книгами, методичками, рабочими тетрадями, интернетом. Проведение экзамена в такой форме может быть  гораздо интереснее и полезнее классического устного экзамена. Ведь в последующей жизни, когда  человек сталкивается с возрастающими информационными потоками, когда уже невозможно все запомнить, важными становятся знание ключевых точек, способность оперативно найти необходимую информацию и умение ею воспользоваться. Такие навыки человек должен приобретать  уже со школьной скамьи.

Далее – ЕГЭ. Как и в предыдущем случае, каждый ученик обязан сдать один экзамен. По желанию он может сдать любое количество с целью улучшения базовой оценки и/или поступления в ВУЗ. Результат ЕГЭ может увеличить базовую оценку, но не более, чем на 1 балл или уменьшить, но не более, чем на 0,3 балла.

На этом выпускное тестирование заканчивается. Итоговая оценка по каждому предмету, выставляемая в аттестат  определяется исходя из базовой оценки и результатов экзаменов.

При поступлении в последующие учебные заведения, абитуриент выбирает – можно поступать на основании сданных ЕГЭ, для чего отводится, предположим, 60% мест или по результатам вступительных экзаменов - 30%. Оставшиеся 10% - победители олимпиад, государственные льготники, целевики и т.д.  В негосударственных учебных заведениях – свои пропорции.

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что совершенствование ЕГЭ в сегодняшнем виде затратно и бесперспективно. Напротив, интеграция в сбалансированную комплексную систему не только усилит другие ее элементы, но и позволит раскрыть потенциал самого ЕГЭ, повысить качество образования.

Комментарии

3 прокомментировать
  • Вопрос к министерству образования. В этом году порог по математике опустили до 20 вторичных баллов, что соответствует 3 заданиям части B. Такое решение было принято уже после результатов ЕГЭ по данному предмету. Однако в ВУЗах России минимальный балл при поступлении на места по договорам об оказании платных образовательных услуг 24 балла. Дети, сделавшие всего 3 задания(всвязи с плохим самочувствием)

  • У меня вопрос такой. Если ребенок занимался 10-11 класс, не прогуливал, старался как мог, но не получил аттестат. Ему, что снова идти в 10-11 класс, только в виде училища, техникума, это нормально. Учиться вместе с теми, кто закончил 9 класс. Это нормально. Оказывается кто не сдал ГИА, вообще в нашем городе нет учебных заведений, им как? На улицу? Да придумали систему.

  • Вопрос к министерству образования исходит из пробного ЕГЭ по математике. Город Хабаровск, 2 разные школы в разных районах города. ПОЧТИ ВСЕ дети (четыре класса) написали на тройки. У нас что, все дети неучи или глупые? Я думаю, что нет. Система где-то не работает. Только непонятно, как дети будут сдавать настоящий ЕГЭ? Моя дочь учится хорошо, и я сомневаюсь, что у нее есть мотивация на успешный ЕГЭ. Дети в классе не уверены в успешном результате своего будущего экзамена по математике. Может, кто подскажет, как успешно сдать экзамен? Кстати, у многих детей есть репетитор!

sendgrid