up
Все теги  

Консультация для родителей «Все мы друзья природы»

Консультация для родителей

«Все мы друзья природы»

 

Воспитатель МБДОУ № 19 «Золушка» г.Моршанска Тамбовской области

Лукьянова Наталья Александровна

К  сожалению, длительное время многие педагоги считали, что любое эстетическое воздействие на детей должно производиться прямо, просто и быстро. Провел с детьми одно- два занятия по знакомству с красотой природы- значит ,осуществил работу по развитию эстетического восприятия, сформировал интерес к природе.

А вот у японцев одним из секретов постижения красоты является длительное любование ею. Долгими часами способны японские дети любоваться горой Фудзияма, рассматривать камешек на своей ладони. И в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что на воду, огонь многие люди могут смотреть часами. Они как бы завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечивает глубокий контакт, приносит радость.

 В результате такого единения и возникает особое настроение, при котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств природы. Он видит не горы и деревья, а красивый пейзаж, слышит не щелканье соловья, а прекрасную музыку. Даже самый скромный луговой цветок, травинка наполнены благородством и изяществом и способны вызвать эстетические чувства ребенка, которые останутся с ним на всю жизнь.

К сожалению, педагоги не всегда правильно понимают значение целостности восприятия и начинают «препарировать»  эстетический объект. Своеобразный мастер слова, удивительный и неповторимый М. Пришвин по этому поводу писал следующее «Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую при встречи с незабудкой, а спроси сколько в ней лепестков- не скажу. Неужели же вы пошлете меня изучать незабудку?

Специалисты не рекомендуют родителям и педагогам подробно анализировать красоту природы, а просто погружать детей в мир ее образов, звуков, запахов. Живописная природа, полная контрастов, красочно меняющаяся в различные времена года, несомненно способствовала тому, что педагогика всех веков и народов использовала ее как важнейшее средство развития личности ребенка- дошкольника.

Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках и пластических формах и получает разного рода информацию. В результате этого накапливаются впечатления- цветовые, осязательные.

На основе интереса появляется простейшая эстетическая избирательность, формируются эстетическое чувство и эстетический вкус. А для эстетического развития крайне важно, что такие знания о мире существуют для ребенка в наглядной форме.

Работу надо начинать с формирования у детей эстетического интереса к хорошо знакомым им овощам и фруктам. Поэтому, обращаясь к родителям и педагогам, мы просим их: «Увлекайте детей красотой формы и цвета овощей и фруктов, заворожите их ароматом, доставьте им удовольствие от их вкуса! Поиграйте, с детьми в натюрморт- и вы подарите им яркие, незабываемые впечатления.

Радость общения с цветами- одно из самых сильных чувств, пожалованных человеку природой. Величавые гладиолусы и пышные георгины, великолепные тюльпаны и многие другие цветы наделяют детей ни с чем несравнимыми впечатлениями.

Средствами создания образа у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок. Неповторимые сочетания форм , цвета, запаха определяют  своеобразную прелесть. Не менее поэтичны и красивы деревья и кустарники. Угрюмые ели с почти черной хвоей и нежные веселые ели, торжественные стволы березок и зелено- бурые осинок и тополей.

К  сожалению, совершенство таких дивных созданий природы, как цветы, деревья, кустарники, не сразу открывается детям.

Поэтому известный детский врач и большой специалист в вопросах детей Е.А. Аркин, обращаясь к родителям, писал: «Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывания в деревне, видеть природу во всей красе, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей простоте, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой- в белоснежном покрове, весной- в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.

Пусть ребенок четырех- пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во всей полноте обаяние раскрывающейся перед ним красоты природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и теней в лесу, величие бездонного неба, пусть его привлекают иногда всякие мелочи- всюду разлитая жизнь- весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем след, который если не сейчас, то будущем послужит материалом для глубоких, чистых переживаний.

Так вместе с воспоминанием чувства красоты родной природы близости с ней воспитывается с самой ранней поры жизни никогда уже потом не исчезающее чувство любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств- в любовь к Родине.

В результате специальных наблюдений было установлено, что на формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к природе благоприятное влияние оказывают следующие факторы:

-длительное погружение в красоту природы, в мир ее образов, звуков, запахов;

-активные  действия с природным материалом (создание цветочных аранжировок, композиций из засушенных цветов, трав, уход за цветущими комнатными растениями;

-знакомство со сказками, легендами, мифами о цветах.

Без сомнения, предложенные формы работы с детьми – это сложная и многоплановая работа, серьезный труд. Кроме того, климат, флора и фауна каждого региона России имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. 

Комментарии

0 прокомментировать
sendgrid