up
Все теги  

Современная школа: как повысить уровень естественнонаучного и технического образования?

Значение естественнонаучного и технического образования в наше время трудно переоценить. С одной стороны, знание основных природных законов и процессов помогает формированию у школьников осмысленной системы взглядов на окружающую действительность. С другой стороны, современная экономика (не только российская, но и мировая) настолько тесно связана с естественными и техническими науками, что с каждым годом все сильнее растет спрос на квалифицированных инженеров, химиков и физиков.

Изучение естественнонаучных дисциплин начинается еще в начальной школе с предмета «Окружающий мир», включающего простейшие понятия из области физики, химии и биологии. Что такое природные явления, чем живая природа отличается от неживой, как определять стороны света и для чего нужно соблюдать правила личной гигиены – все эти знания формируют у детей целостный взгляд на окружающий мир и подготавливают основу для получения естественнонаучных знаний в дальнейшем.

Затем естественнонаучное и техническое образование продолжается в основной школе, где с 5 по 9 класс школьникам предстоит освоить целый ряд естественных предметов, включая физику, химию, биологию и географию. Школьники получают базовые знания об основных физических и химических процессах, строении человека и природных взаимосвязях. Для общего развития того количества и объема естественнонаучных и технических знаний, который предлагает современная школа, вполне достаточно, но для продолжения обучения в вузе этого крайне мало.

Как повысить уровень подготовки школьников по естественнонаучному и техническому направлению? Как сократить разрыв между школьным и вузовским образованием?

Профильные классы. В старшей школе (10-11 классы) ученики могут выбрать профильное обучение по интересующим предметам. Так будущие медики, микробиологи, инженеры или геологи могут более углубленно изучать биологию, химию или географию. Однако для создания на базе школы профильных классов нужна соответствующая материально-техническая база и соответствующий уровень квалификации учителей, что для большинства учебных заведений России представляет довольно серьезную проблему.

Факультативы. Что делать, если в школе отсутствует естественнонаучный профиль, а свою дальнейшую профессиональную жизнь человек связывает именно с этим направлением? Решением может стать факультативное изучение отдельных предметов (например, микробиологии или анатомии), которое поможет восполнить недостающие фрагменты знаний или скорректировать их в зависимости от целей и потребностей.

Подготовительные курсы при вузах. Университеты заинтересованы в том, чтобы абитуриенты еще до поступления были подготовлены к предстоящей учебе и не тратили драгоценное время на адаптацию к новым требованиям или форсированное восполнение недостающих знаний. Особенно если речь идет об инженерных и информационно-технических направлениях, отсутствующих в программе школьного обучения.

Заочные и дистанционные школы. Для многих школьников получение углубленного естественнонаучного и технического образования затруднительно из-за места проживания и отсутствия в собственной школе факультативов и профильных классов. Для них хорошей альтернативой могут стать дистанционные и заочные естественнонаучные школы при вузах. Такая школа, например, уже много лет успешно работает при Сибирском федеральном университете. Учиться здесь могут дети со всей России независимо от места проживания, а обучение (в зависимости от материальных и технических возможностей семей) ведется или через обычную почту, или по интернету.

Какие решения для повышения уровня естественнонаучного и технического образования видите вы? Могут ли существующие формы классного и внеклассного обучения восполнить имеющиеся в знаниях школьников пробелы?

Какие формы подготовки в естественнонаучные и технические вузы представляются вам наиболее эффективными?

Комментарии

13 прокомментировать
    • Носуля Вероника Валерьевна
    • 03.02.2015
    • Ответить

    Ничего дополнительного не требуется, имхо. Я закончила школу в 2009-м (вряд ли с тех пор что-то сильно изменилось). Так вот, учебное время используется нерационально. Уровень преподавателей низок (а ведь многим было под 50-60 лет!). Физика у нас была, кажется, с 6 или 7 по 11 класс. Пять-шесть лет. За это время: нас заставляли зубрить тонны формул, не объясняли общих принципов решения, понимания. Черчение было 1 год. Мне этого оказалось достаточно. Остальных же не научили ни пространственному мышлению, ни аккуратности, ни.. ничему. Биология, география, химия: часов было ДОСТАТОЧНО хотя бы для базы. Итог? Знаний - ноль. Вывод: не нужно ни факультативов, ни курсов. С начала нужно научиться продуктивно использовать время на уроках, преобразовав учебный процесс в понимание вместо зубрежки. Если же этого не будет хватать (сомневаюсь), начать говорить о доп.образовании.

  • В школе черчение и стереометрию - практически не преподают. В вузе количество часов на базовые дисциплины - математику и начертательную геометрию с графикой - сократили в связи с переходом на бакалавриат. (Учебный план составляет заведующий выпускающей кафедрой. Чтобы не сокращать нагрузку и не увольнять сотрудников своей выпускающей кафедры, "порезали" именно базовые дисциплины, которые преподаются на первых курсах на невыпускающих кафедрах: физику, математику, химию, начертательную геометрию и графику). Будут вам инженеры, будут конструкторы... Немедленно вернуть черчение и стереометрию в школу.

  • Люди, вы о чем! Каждый год начинаю обучение студентов-первокурсников с того, что спрашиваю: у кого в школе было черчение. Хотя бы четверть. И с каждым годом таких все меньше и меньше. Подготовка по стереометрии на нуле. Её же нет в ЕГЭ. Приходят на инженерные, строительные и конструкторские специальности студенты с пространственным воображением на уровне плинтуса. А студенту физику или материаловеду как понять анизотропию свойств без пространственного воображения?

  • А какой смысл усиленно готовить школьников, если сильных ВУЗов по данной специальности по пальцам одной руки можно перечесть? Например, профиль прикладная математика, информатика, программирование в г. Москва. Я выбираю МГУ ВМК и МФТИ ФИВТ. Кто еще может предложить достойные альтернативы?

  • Дать детям понять - что это интересно! И не решать за них, их выбор! Да и вообще, научить их думать, в том направлении, в котором они лучше всего думают! А то уже подрастает поколение тотальных зубрил, лишенных способности думать, мыслить и представлять, а то и понимать! И все из-за ЕГЭ! и если после этого поста, появится еще одна никчемная добавка и так к никчемному ЕГЭ, меня потянет выложить мой желудок в наружу! И это будет естественной реакцией! да и Вообще - из-за ЕГЭ одни стрессы! У всех! ПОДРЯД!!!!

  • В реальных условиях ОУ невозможно организовать ничего, кроме изучения теоретической части этих дисциплин. Необходимо возрождать центры технического творчества, откуда вышли все наши знаменитые конструкторы. Нельзя отрываться от традиций нашего образования. А деньги выделять за счет сокращения бумаготворческой и лжеэкспериментальной работы в школах.

  • У нас началось деление на профили с 8 класса, и это более удобнее и дает больше знаний чем с 10 класса. Мы являемся ведущей школой своей области, у нас много дополнительных часов по профильным предметам, и от нас дети идут в лучшие ВУЗы.

  • Светлана МБОУ СОШ № 28. То что изучение естественнонаучных дисциплин начинается еще в начальной школе с предмета «Окружающий мир», я считаю большим плюсом. Могут ли существующие формы классного и внеклассного обучения восполнить имеющиеся в знаниях школьников пробелы? Мне кажется, многое зависит от желания и заинтересованности учеников. Наша задача - развить их познавательный интерес к предметам естественнонаучной и технической направленности.

  • Для учёбы лучше выбрать профильный класс.

  • Валентина МБОУ СОШ № 28. Сочетание всех указанных форм в ОУ невозможно. Нужна соответствующая материально-техническая база и соответствующий уровень квалификации педагога.

  • На наш взгляд престиж любого предметного цикла зависит от целого ряда причин: востребованность на рынке труда, возможность поступления в вуз данной направленности и интерес учащихся к предмету в школе. Обучение дисциплинам естественно-научного и технического циклов должны быть пракктикоориентированными и доступными для понимания учащихся, начиная с первых дней.

  • Идеально, конечно, сочетание указанных форм, но в условиях реальных ОУ невозможно.

  • Я считаю, что все зависит от конкретных способностей школьника. Кому-то необходим строгий контроль и помощь в обучении, тогда для учебы лучше выбрать профильный класс. А если ученик целеустремленный, способный самостоятельно получать знания, тогда ему лучше поступить в заочные школы

sendgrid