up
Все теги  

Школы «выходят» в город

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает всестороннее развитие личности, с одной стороны, и эффективное использование всех имеющихся образовательных ресурсов, с другой. Что может быть более весомым и крупным образовательным ресурсом, чем город? Ведь его уникальная социокультурная среда включает множество исторических и культурных памятников, театров, библиотек, музеев.

Отличным примером взаимодействия образования и города может служить столичный проект «Урок в Москве», направленный на повышение уровня образования в школах с помощью городских социокультурных ресурсов. В рамках этого проекта уроки теперь могут проходить не только в стенах школы, но и за ее пределами. В число объектов, где теперь будут проходить школьные уроки, вошли Дарвиновский музей, Московский Кремль, Московский зоопарк, усадьба «Останкино» и многие другие.

Какие же социокультурные объекты города могут служить площадкой для образовательного процесса?

Музеи искусств

Музей и школа созданы друг для друга. Где еще рассказывать детям об истории, культуре, искусстве, как не здесь, где каждый экспонат и есть история, культура, искусство. Так, начиная с текущего года в рамках уже упомянутого проекта «Урок в Москве» учителя литературы, истории, культуры и изобразительного искусства смогут часть своих занятий проводить в самых известных культурных местах столицы – Третьяковской галерее, Историческом музее, в домах-музеях известных писателей.

Естественнонаучные музеи

Возможность проводить уроки «на выезде» есть и у учителей естественнонаучных дисциплин. Так на базе Палеонтологического и Биологического музеев можно провести серию уроков, посвященных развитию жизни на земле от древности до наших дней, в лабораториях Политехнического музея – организовать уроки алгебры и геометрии, а на занятиях в Минералогическом музее – исследовать свойства кристаллов или драгоценных камней.

Обсерватории и планетарии

В обсерваториях и планетариях можно не только смотреть на звезды и наблюдать за движением планет. Их залы – прекрасное место для проведения уроков физики. Здесь можно изучать законы гравитации, электропроводность, радиоволны и многое другое.

Исторические районы и архитектурные памятники

Уроки краеведения и истории – отличный повод выйти на улицы города, чтобы своими глазами увидеть местные достопримечательности, мимо которых проходил, не замечая, сотни раз. «Выход в город» – это не только созерцательно-познавательная деятельность: с помощью современных интернет-технологий и мобильных гаджетов ее можно превратить в настоящий научно-исследовательский проект.

Парки, заказники и ботанические сады

Современные школьники, большую часть времени проводящие в интернете, зачастую не знают или не помнят, как пахнет трава, как распускаются цветы или размножаются грибы. Уроки биологии, проведенные на живой природе – в парках, заказниках или ботанических садах – могут изменить ситуацию, пробудив в них интерес к окружающему миру.

Театры

Проводить тематические уроки литературы, посвященные творчеству Чехова или Островского, в драматическом театре, да еще и с участием профессиональных актеров – это естественно и логично. Но литературой возможности для взаимодействия школы и театра не ограничиваются. Здесь можно проводить также уроки музыки или истории культуры.

Библиотеки

Кроме того, что библиотеки сами по себе – это огромная база знаний, они зачастую являются и центром культурной жизни: здесь могут проходить выставки, поэтические и музыкальные вечера, встречи с интересными людьми. А потому библиотеки – отличное место для уроков литературы, истории культуры или краеведения.

А какие социокультурные пространства вашего города могут стать площадкой для организации обучения школьников? Какие предметы и тематики вы бы предложили перенести в городскую среду?

Комментарии

5 прокомментировать
    • Носуля Вероника Валерьевна
    • 03.02.2015
    • Ответить

    Очень хорошо, однозначно. Я вообще за то, чтобы всё бОльшую часть обучения переводить в игры, образы, действия. Еще хотелось бы и в школах большего внимания к лабараторным работам, экспонатам, специальным фильмам, можно даже приглашать в школы добившихся чего-то людей для мотивации детей.

  • Кильпа Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ кадетской школы г. Ставрополя. Краевой центр является замечательным образовательным ресурсом. Социокультурная среда нашего города включает множество исторических и культурных памятников, театров, библиотек, музеев. Кадетская школа имеет много традиций. Одной из них является проведение уроков в музеях, библиотеках города.

  • Бондарева Евгения Борисовна, учитель обществознания МБОУ Лицей №6 г. Невинномысска Ставропольского края. Идея замечательная! Если подключить для проведения уроков «на выезде» еще и активную общественность, то уроки станут частью работы в микрорайоне. Конечно, возможности школ в провинции ограничены, но для чего нам смекалка и находчивость? Можно творить историю самим. Например, у нас в городе много интересных мест, которые появились недавно, но уже стали достопримечательностью (мост влюбленных с замочками). Вот вам площадка, чтобы изучать современные традиции. А работу местного самоуправления ребята изучают ежегодно принимая участие в дне самоуправления в г.Невинномысске. Если хорошо подумать и подключить учащихся и родителей к идее,то уроки станут не просто выездными, а площадкой для новых интересных идей.

  • Светлана МБОУ СОШ №28. По системе Л.В.Занкова рекомендуется широко практиковать уроки-экскурсии. При обучении русскому языку экскурсии-наблюдения за явлениями, происходящими в природе, могут быть использованы как источник развития речи младших школьников. И экускурсии в природу - один из важных источников для устных высказываний. Наблюдение и сравнение признаков сезонных изменений - необходимые приемы активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. Много интересных открытий могут сделать дети и во время коротких экскурсий на школьный двор: услышать шуршание осенней листвы, зимой -разглядеть изморозь, иней, полюбоваться запорошенными снегом деревья, а весной следить за капелью, набухающими почками. Коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят детям радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое.

  • Щербатенко Наталия, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 6 г.Невинномысска Ставропольского края. В нашем городе не такое богатое социокультурное пространство. Но есть Ставропольский краевой драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, где можно посмотреть замечательные спектакли по мотивам классических произведений, в г. Пятигорске - домик-музей М.Ю.Лермонтова. На уроки приглашаем члена Союза писателей Виктора Николаевича Кравченко (его рассказы просто завораживают детей). А в ноябре восьмиклассники участвовали в городском мероприятии - посадке деревьев в городском парке. А после провели урок литературы "Природа России моей". Стихи и рассказы, написанные учениками, опубликуем в журнале "Лицейские вести".

sendgrid