up
Все теги  

Развитие образования для детей с ограниченными возможностями

Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение. У нас в стране насчитывается больше 13 млн инвалидов, 550 тыс. из которых – дети. Очень важно, что система образования уделяет особое внимание этим ребятам. В законе «Об образовании» есть даже отдельная статья об инклюзивном образовании, которая гарантирует детям-инвалидам одинаковые права с обычными здоровыми детьми. Давайте поговорим о том, как это реализуется и какие проблемы при этом возникают.

Инклюзивное образование (от франц. inclusif – включающий в себя) — это часть общего образования, которая подразумевает, что каждый ребенок, независимо от состояния здоровья и медицинских показаний, имеет право учиться вместе с другими детьми, не имеющими ограниченных возможностей. В идеале инклюзивное обучение должно помочь детям с ограниченными возможностями социализироваться в обществе, а другим ребятам привить такие качества, как сострадание и терпимость.
На практике перейти на такую систему в один момент не получится. Для этого необходима «перезагрузка», которая включает множество факторов, и в первую очередь кадровый. Далеко не каждый педагог сможет сразу перестроиться на новые методы обучения, которых к тому же катастрофически мало. Но это решаемо. Уже сейчас при крупнейших педагогических вузах России создаются специальные методики и проводятся курсы переквалификации учителей по программам инклюзивного образования.

Сложнее обстоит дело с обеспечением школ материальными средствами для обучения детей с ограниченными возможностями. И вот здесь очень важную роль играет правительственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. В рамках этой программы за счет федерального и регионального бюджетов для детей-инвалидов создается особая безбарьерная среда, благодаря которой они могут учиться в обычных школах, как и их сверстники. В школах расширяются парадные входы, оборудуются пандусы и специальные подъемники для колясочников, создаются коррекционные кабинеты, закупается специальная аппаратура для слабовидящих и слабослышащих детей. И пусть пока таких школ мало, но тот факт, что дело не стоит на месте, очень радует.

Но далеко не все дети с ограниченными возможностями могут перешагнуть через психологический барьер, чтобы учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками. И тут на помощь приходит дистанционное обучение. Современные интернет-технологии позволяют каждому ребенку-инвалиду не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на школьных форумах.

В чем преимущества дистанционного обучения? Во-первых, это удобный режим занятий. Занимаясь с учителем один на один, ребенок не зависит от своих одноклассников, он усваивает материал в оптимальном для него темпе и объеме. А, во-вторых, это высокая продуктивность. Учитель всегда может корректировать программу урока, уделяя больше внимания тем вопросам, которые вызывают сложности у ученика.

Сегодня возможности дистанционного образования существенно возросли. И если раньше в процессе обучения использовалась преимущественно электронная почта для отправки или получения заданий, что, конечно же, увеличивало время занятий, то сегодня с помощью онлайн-конференций, чатов и форумов учитель и ученик могут заниматься в режиме реального времени.

Организация дистанционного обучения предполагает оборудование рабочего места ребенка и преподавателя программно-техническими средствами, начиная с компьютеров и заканчивая специальными клавиатурами, мышами или джойстиками. Обеспечение и детей, и школ необходимой техникой, высокоскоростным интернетом и доступом к различным образовательным ресурсам во всех регионах проводится за счет бюджетных средств.

А как вы относитесь к созданию в стране инклюзивных школ и центров дистанционного образования для детей-инвалидов? Какой путь вы считаете более перспективным? Есть ли у вас примеры удачной социализации детей с ограниченными возможностями?

Комментарии

20 прокомментировать
  • > В идеале инклюзивное обучение должно помочь детям с ограниченными возможностями социализироваться в обществе, а другим ребятам привить такие качества, как сострадание и терпимость. Раз уж вы заговорили про уровень развития сообщества... А как насчет привить "другим ребятам" такие качества, как "каждый может оказаться на их месте" и "они ничем не отличаются от других" вместо этого вашего "сострадания" и "терпимости". По моему это будет более цивилизовано, не?

  • Права ребенка и Конституция РФ гарантирует всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Но дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому родители таких детей сразу после выявления таких отклонений в развитии сталкиваются с огромной массой проблем: • нет реальной возможности начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития (нет специализированных учреждений или компенсирующих групп в общеобразовательном учреждении; нет специалистов); • нет в содержании обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся сверстников; • нет возможности использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

  • Я как родитель хочу поделиться. Мой сын с расстройством аутистического спектра ( ставили синдром Аспергера). Инвалидности нет. Интеллект выше среднего.Страдает социализация , то есть он не может контактовать с ровесниками, не любит скопления людей. Закончил 9 класс. год сидит дома. В техникум , в другой город не отправить. У нас нет профильных ОУ. Что делать?? В школе отучился и оказался выброшен за борт.

  • Может, перестанем выделять инвалидов в "отдельных детей" ограниченными возможностями? Нам предстают только трудности взрослых с их обустройством. По собственному опыту, дети с физическими недостатками по личностной кондиции зачастую более целеустремленны, общительны, загадочны... Что тут сказать? Не люблю дискриминации, даже на гос. уровне.

  • В нашей школе имеется опыт объединения двух типов образования: образования с интернет-конференциями и классического образования вместе со сверстниками. Данный симбиоз позволяет ребенку получить максимальную пользу от типов обучения, не вызывает психологических проблем из-за отсутствия общения с друзьями. Ребенок обучается таким образом уже в течение 5 лет.

  • Бывают варианты объединения двух типов образования - образования с интернет-конференциями и классического образования, например, 3 дня в неделю дистанционные занятия, а два дня реальные занятия с преподавателями в классе со сверстниками, обучающимися в таком же графике. Данный симбиоз позволяет получить максимальную пользу от типов обучения и не вызывает психологических проблем из-за отсутствия общения с друзьями.

  • Меня всегда воодушевляло желание детей с ограниченными физическими возможностями обучатся, у них совсем другой интерес, они очень способные, нужно только дать им возможность обучаться.

  • Не всем детям-инвалидам доступно по состоянию здоровья образование в обычных или даже специально оборудованных школах. Поэтому развитие в нашей стране дистанционного образования - это огромный шаг в развитии всей системы образования. Возможности, которые сейчас появляются благодаря интернету, позволяют детям-инвалидам общаться с преподавателями в реальном времени, что значительно уменьшает возможность возникновения психологических проблем в общении с такими детьми. Мой опыт показывает, что дети, занимающиеся дистанционно через интернет, не уступают в знаниях и общей успеваемости ученикам посещающим ежедневные занятия в школе.

  • Выскажусь, как и многие до меня, за инклюзивное образование! Считаю этот вариант обучения наиболее толерантным!

  • Дистанционное образование, на мой взгляд, следует применять только в тех случаях, когда у ребенка есть возможность общаться со сверстниками. И обязательно нужно учитывать желания ребенка с ограниченными способностями: возможно, есть дети, которые хотят обучаться дистанционно и не общаться со сверстниками, но я с такими детьми не встречалась...

  • Обучение детей-инвалидов ничем бы не отличалось от обучения обычных детей, если создать нормальные условия, оборудовать школы всем необходимым.

  • Я считаю, что создание в стране инклюзивных школ и центров дистанционного образования для детей-инвалидов должно стать неотъемлемой частью программы развития образовательной системы России. Инклюзивное образование приносит пользу не только детям-инвалидам, но и всем, кто с ними и учится.

  • Я считаю, что создание в стране инклюзивных школ и центров дистанционного образования для детей-инвалидов должно стать неотъемлемой частью программы развития образовательной системы России. Инклюзивное образование приносит пользу не только детям-инвалидам, но и всем, кто с ними учится.

  • Бывает по-разному. Но, как и всегда, конечно, все упирается в материальные блага: если бы в России в каждой школе была такая "безбарьерная" материальная база, как в Европе, то дети с ограниченными возможностями не чувствовали бы себя такими ограниченными.

  • Дети, они без предрассудков, они легко воспринимают сверстников-инвалидов, не избегают их и очень быстро к ним привыкают.

  • Общение со сверстниками - неотъемлемая часть становления личности, инклюзивное обучение позволяет детям с ограниченными возможностями социализироваться в обществе, найти настоящих друзей, которые, возможно, всю жизнь будут рядом, ведь это самое важное в жизни!

  • Меня, как преподавателя, пугали психологические трудности. Думала, что будет сложнее. Боялась за детей, родителей, что они не примут этого ребёнка. Волновалась и мама Полины, но с первого урока было понятно: в коллектив ребёнок принят. Для девочки посещение школы и общение со сверстниками - это возможность самореализоваться. Я говорю: "ДА!" инклюзивному образованию, потому что дети, независимо от своих особенностей учатся и общаются вместе. К сожалению, в этом мы, пока, отстаём от европейских стран лет на двадцать.

    • Согласна с Вашими комментариями. Конечно, присутствуют страхи, волнения, но без них никуда, зато результат того стоит, детишки и так ограничены физически, неужели мы вправе ограничивать еще и их эмоционально-психическое развитие?!

  • В моём классе, уже пятый год, обучается Ткаченко Полина, ребёнок-инвалид. Полина учится с 1 класса в школе, и это очень важно, поскольку, чем дети младше, тем лучше адаптируются друг к другу. С семи лет девочка раз в год переносит операции и каждый раз возвращается к учёбе. Сначала она учится только на дому и дистанционно, но потом возвращается в школу, пусть и не на все уроки, зато, в детском коллективе. На перемене от Полины не отходят её одноклассники, абсолютно здоровые ребята, при необходимости найдётся тот кто поможет. Полина одна из лучших учениц в классе. Попадая в школу она светится, ведь её здесь ждут.

  • Инклюзивное образование даёт ребятам с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу - становиться более гармоничным и терпимым.

sendgrid