up
Все теги  

Как повысить престиж рабочих профессий?

В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Именно качественные рабочие места, по мнению президента, должны стать «локомотивом роста зарплат и благосостояния граждан». Позже, выступая на расширенном заседании правительства 31 января 2013 года, он отметил, что нужно «не просто механически увеличить количество рабочих мест, а создавать эффективные, следовательно, высокооплачиваемые рабочие места взамен старых».

Но мало просто создать новые рабочие места, нужно, чтобы в стране было кому эти рабочие места занять. А это достаточно серьезная проблема, учитывая, что за последние несколько лет авторитет рабочих профессий в стране сильно пошатнулся. Большинство молодых людей отказываются идти на малооплачиваемые и непрестижные специальности, а если и соглашаются, то уровень их квалификации в большинстве случаев не соответствует требованиям работодателей. Что может побудить людей преодолеть негативное отношение к рабочим профессиям? Что может заставить их передумать и вместо «массового» высшего образования выбрать профессиональное?

Первое, что может стимулировать молодежь обратить внимание на прикладные специальности – материальный фактор. Высокая «белая» зарплата, стабильное и постоянное место работы, весомые социальные гарантии. Чтобы вернуться на производство, рабочие должны чувствовать себя защищенными и способными обеспечить себя и свою семью.

Не менее важно – восстановление престижа профессии. Если раньше рабочий был героем времени, про него снимали фильмы, писали романы и слагали легенды, то сегодня у молодежи другие герои – банкиры, политики и управленцы. Вот и идут юные девчонки и мальчишки за высшим образованием в надежде построить «карьеру мечты». Но нужно четко осознавать, что современной экономике нужно не так много специалистов с высшим образованием. Тогда как квалифицированные специалисты с высокими профессиональными навыками и компетенциями – на вес золота. Поэтому необходимо сделать так, чтобы рабочие, обладающие высокой квалификацией, получали и достойное вознаграждение, и признание общества.

И, пожалуй, самое главное, что поможет возродить престиж рабочих профессий и преодолеть негативные последствия «массовизации» высшего образования, – это модернизация системы профессионального образования, с тем чтобы обеспечить экономику страны высококвалифицированными кадрами. В этом году Минобрнауки РФ рекомендовало всем вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата. По словам Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александра Соболева, прикладной бакалавриат – это профиль основной образовательной программы, поэтому прохождение процедуры специального лицензирования этих образовательных программ не требуется.

Многие востребованные специальности сегодня требуют очень высокого уровня квалификации. Современные специалисты среднего звена должны не только владеть техническими навыками, но и иметь серьезную теоретическую базу и, в идеале, знать иностранный язык. Существующие программы техникумов и колледжей, направленные на освоение практических методов и приемов работы, были не в состоянии обеспечить подготовку специалистов такого уровня. Поэтому возникла необходимость создания на базе средних  профессиональных и высших учебных заведений прикладного бакалавриата – нового уровня высшего профессионального образования.

По сути прикладной бакалавриат – это симбиоз образовательных программ среднего и высшего профессионального образования. Причем практическое обучение, проводимое в специализированных лабораториях и мастерских колледжей и университетов, занимают не меньше времени, чем «кабинетные» теоретические занятия. Другими словами, задача прикладного бакалавриата – сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые специалисты получали все необходимые для работы практические навыки и знания.

Поскольку прикладной бакалавриат – явление в нашем образовании сравнительно недавнее, то до сих пор он вызывает много споров и вопросов. Введение программ прикладного бакалавриата выгодно вузам прежде всего потому, что дает им увеличение нормативного финансирования. Но не станет ли это очередной «соломинкой для утопающего» в попытке сохранить рабочие места для слабых, находящихся на грани закрытия учебных заведений? И как отразится введение программ прикладного бакалавриата на судьбе учреждений начального образования? Будем надеяться, что в ближайшее время мы сможем получить ответы на эти вопросы, а сама система прикладного бакалавриата окажется действительно эффективной.

Что необходимо предпринять, чтобы повысить привлекательность рабочих профессий для абитуриентов?

Комментарии

13 прокомментировать
  • В первую очередь, для поднятия профессий рабочих, а также уровня образования выпускников вузов, перед выбором учебного заведения абитуриент должен отработать 1 мес на ознакомительной практике по будущей профессии. к примеру в 8 -м, 9-м, 10-м классах в летние каникулы от одной до трех организаций по различным профессиям, так что бы учащийся имел представления о профессиях, о их достоинствах и недостатках. Данная отработка должна быть обязательной.

  • Важность рабочих профессий понятна многим, что толку этот вопрос обсуждать? А престиж поднимать необходимо продуманной системой мотивации на основе материальных стимулов: заработная плата, соц.пакет, жилищная программа (как минимум - кредиты с минимальными ставками 2-3%), соц.реклама. (без материального стимула соц. реклама провалится)

  • Не знаю, а что не так с престижем у рабочих профессий? Я всегда испытывала уважение к тем, кто выбирает такие не простые пути в освоении профессии. Это своего рода вызов обществу. При этом хороший заработок всегда гарантирован, так как жизнь меняется, а рабочие профессии нужны всегда, без них никуда.

  • Раньше и не слышала о существовании прикладного бакалавриата, хорошая идея, интересно будет посмотреть как спустя время приживется он у нас или нет?

  • А мне кажется, что привлечь молодых ребят в рабочую профессию не так и сложно. Тут даже не в деньгах дело, просто нужно грамотно преподнести эти профессии, обозначить их важность, огромную роль таких профессий в истории и экономике страны и отбоя не будет от желающих ;)))

  • Когда это про рабочих слагали легенды? Разве что о количестве выпитого)) Рабочий у меня ассоциируется с грязной одеждой, бедностью и пьянством.

    • Вот из-за вас-то и не получается поднять престижность настоящего человеческого труда. Все что написали - это примитивные стереотипы из серии все гаишники - взяточники, а все очкарики умные. Нужно возрождать рабочие профессии, создавать именно качественные рабочие места, ввести программы профориентации для школьников, повысить зарплаты и стипендии таким профессиям, и к этому всему престиж подтянется, тогда и таких как Александр Павлов станет меньше.

    • Я думаю, что привлечь ребят в рабочие профессии не так и сложно. Нужна работа по профориентации, подключить СМИ, рассказывать о людях разных профессий , обозначить их важность. Предоставить рабочим служебное жилье.

  • Не согласен ни с одним комментарием. Мы вообще одну статью прочитали? Написано черным по белому: все необходимое для поднятия престижа рабочих профессий уже делается! И уже сейчас мастер в своей рабочей профессии на вес золота, а следовательно, и оплата труда у такого специалиста будет высокой, а значит, что, возможно, уже те дети которые сейчас идут в школу, будут выбирать профессии трудовые и честные.

  • Я не согласна что все упирается в ЗП. Если создать такие условия труда для рабочих профессий, в которых человеку будет комфортнее, чем в душном офисе, то он будет рад трудиться на "непрестижной" работе и за меньшие деньги, зато с хорошим соцпакетом и без лишних нервов.

  • В современном мире показателем престижа профессии в первую очередь является размер оплаты труда. И если средний размер оплаты труда рабочих профессий в два-три раза ниже оплаты труда "банкира, политика и управленца", то и пытаться создавать рабочие места бесполезно, они не будут востребованы, бесполезно менять систему образования, все равно все будут идти в вузы.

  • Полностью согласна с тем, что восстановление престижа рабочих профессий жизненно необходимо для страны. У нас уже достаточное количество малоквалифицированных врачей, учителей и юристов. нужны высококвалифицированные электрики, плотники, монтажники. На мой взгляд, необходимо изменить отношение к предмету "технология" в школе, добавив практическую направленность в обучении. Расширить для этого материально-техническую базу и привлечь специалистов-практиков для преподавания.

  • Я приветствую идею создания прикладного бакалавриата и как педагог, и как мать. Высшее образование перестало быть престижным. Я готова дать своим детям рабочие профессии, которые обеспечат им хорошую жизнь. Но у них должна быть уверенность в том, что они смогут в дальнейшем сделать профессиональную карьеру, продвинуться по служебной лестнице. Для продолжения образования сначала необходимо сдать ЕГЭ. Но выпускники техникумов и колледжей просто не в состоянии пройти процедуру ЕГЭ - их этому не учат. Дети в растерянности: их, по сути, лишили шанса поступить в вуз. Многие так и не смогли сдать ЕГЭ из-за неготовности к требованиям и уровню подготовки к данной аттестации. В этой ситуации прикладной бакалавриат даст представителям рабочих профессий шанс повысить квалификацию, подняться вверх по социальной лестнице. Селеменева Ж.Н. МОУ СОШ № 4

sendgrid