up
Все теги  

Каким должен быть учитель XXI века?

Общество всегда предъявляло к учителям особые, повышенные требования. Но в последние 20 лет авторитет учительской профессии понизился. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2012 году по критерию престижности и доходности учителя едва дотягивают до первой десятки. И если раньше школьники хотели быть учителями, врачами и инженерами, то теперь большинство из них мечтают о карьере юристов, бизнесменов и политиков.

Такое отношение связано в первую очередь с невысокой оплатой труда в сравнении с постоянно растущей нагрузкой, повышенными и иногда противоречивыми требованиями, не всегда адекватным отношением к учителям со стороны родителей и детей. Как результат, в школах остаются в основном педагоги старой закалки, дорабатывающие до пенсии. А талантливая молодежь делает выбор в пользу более высокооплачиваемых и авторитетных в глазах социума профессий.

Но ситуация начинает меняться к лучшему. Сегодня многое делается для поднятия престижа учителей: повышаются зарплаты, совершенствуются условия труда, внедряются информационные технологии, обновляется учебное оборудование, пересматриваются функциональные обязанности педагогов, проводятся конкурсы с целью выявления и поощрения лучших в профессии. Меняются и требования, предъявляемые к учителям. Каким же в глазах общества должен быть учитель XXI века?

Современный учитель, без сомнения, должен знать и любить свой предмет, прививать интерес к нему у школьников. Очень важно, чтобы он был мобильным и гибким, умел приспосабливаться к постоянно растущему потоку информации и новым технологиям, обладал способностью к самообразованию и саморазвитию.

Но современный педагог должен быть не только источником знаний, но и другом для своих учеников, чтобы каждый из них мог получить от него необходимый совет и поддержку. Он должен хорошо ориентироваться в реалиях современной жизни, чтобы помочь своим воспитанникам сформировать крепкую жизненную позицию. Учитель, а в особенности классный руководитель, должен уметь работать в команде с другими педагогами – психологами, логопедами, дефектологами, социальными педагогами.

Кстати, об учителях-непредметниках. В последние годы их число в школах сильно сократилось. И связано это в первую очередь с тем, что общество, в частности родители и школьная администрация, слишком много ожидают от них и возлагают непомерную нагрузку. А между тем, количество детей, имеющих сложности в психологической и социальной адаптации, стремительно выросло. Каждый из них требует индивидуального подхода, кропотливой коррекционной работы, постоянного взаимодействия с родителями и классным руководителем. А когда по каким-либо причинам такого взаимодействия не происходит, психолог или социальный педагог остается один на один с ребенком и его проблемами. Но что может сделать один человек, даже если он отличный специалист? Возможно, стоит пересмотреть функциональные обязанности учителей-непредметников, оптимизировать их работу?

И вообще, как должна строиться воспитательная работа в современной школе? Эффективна ли существующая модель, при которой ответственность за воспитание школьников целиком и полностью ложится на профильных учителей? Ведь дополнительная нагрузка в виде классного руководства отбирает много сил и времени, которое учитель мог потратить на самообразование и дополнительную подготовку по своему предмету, а значит, в какой-то мере страдает качество преподавания профильного предмета. Возможно, стоило бы разделить обязанности по обучению и воспитанию детей, введя в школах новую единицу – тьютора?

Именно тьюторы (от англ. tutor – наставник), впервые появившиеся в XIV веке в оксфордских и кембриджских школах, помогли вывести британское образование на нынешний высокий уровень. В Англии тьютор прикрепляются к ученику еще в средней школе, и ведет его вплоть до вуза, где передает его в руки своего университетского коллеги. Задача тьютора – координировать самостоятельные занятия закрепленных за ним учеников, помогать им в учебе и выборе специализации, налаживать взаимоотношения с другими детьми и педагогами-предметниками. Как вы считаете, нужны ли такие наставники российскими школам и в чем должны заключаться их функциональные обязанности?

Нужны ли тьюторы (наставники) в школе?

Комментарии

31 прокомментировать
  • На счёт тьюторов, я считаю, что они очень нужны в большинстве провинциальных школ. Часто усилий обычных учителей бывает недостаточно чтобы направить, наставить одарённых детей на вектор развития своих способностей. А слабоуспевающие дети без своевременного наставления и контроля теряют все шансы на хорошее образование в будущем( хорошие техникумы, университеты, ВУЗЫ и т.д. ), хотя способности у многих есть...

    • Носуля Вероника Валерьевна
    • 03.02.2015
    • Ответить

    Прежде всего, необходимо научить детей учиться. Предлагаю: во-первых, при появлении классного руководителя (а это 5 класс) он проводит отдельные занятия. На них он учит: способам мнемотехники (запоминания: для заучивания стихов, иностранных слов, сложных русских слов), картам памяти, писать конспекты (нужно на таких уроках как биология, география, физика), готовиться к уроку (читать главу перед новой темой, чтобы на уроке уже быть с готовыми вопросами). Во-вторых, социальный работник, он же тьютор: помогает выявить сильные стороны у ребенка, найти свою профессию. У нас в школе этого не было (ограничилось заполнением анкеты, которая ушла в одну сторону). В-третьих: после школы дать время и возможность поработать 1-3 года совершенно в разных местах, с небольшой оплатой. Это даст: вырасти, определиться с выбором института (в 17 лет, не познав работы, молодые люди не представляют, куда идут).

  • Учителю нужны курсы повышения квалификации, которые почему то только платные сейчас. А учительская зарплата не позволяет их проходить.

  • Я работаю в школе 2-й год, до этого в полиции, думал только в полиции дурдом а нет и в школе тоже. Люблю свою новую работу, интересная (преподаю ОБЖ) хочу чтобы детям пригодились знания в жизни, но есть одно но, что меня очень раздражает, это бюрократия!!!!!!! Постоянно отчёты, то одним то другим а когда детей учить, самообразованием заниматься, ведь дома семья и дети а я в школе с 8.00 до 21.00. и дома готовишься. ГИБДД , что сами не могут проводить свои мероприятия или МЧС. Ведёшь урок и вот тебе, срочно в течении часа предоставить отчёт по проведённым мероприятиям и фото ещё а пожаловаться нельзя, школу накажут и премии лешат. Да в место этого я лучше с детьми занимался бы или что то приготовил интересное. Не знаю как в других регионах а у нас в Иркутске замы завалены бумагами и отчётами, времени на детей совсем мало остаётся. А если проводить все мероприятия которые нам с верху отписывают то про уроки и вообще забыть можно. Одна фикция.

  • тьюторы (от англ. tutor – наставник) И снова просматривается явное поклонение Западу. Мы уже отказались от своей программы образования, которая была в СССР. Не потому ли школа превратилась в ад? Почему, глядя на западный опыт обучения, не обратили внимания на отвратительное воспитание школьников? Полное презрение к учителям и старшим? Разгул безнравственности и хамства в их школах? Продолжайте в том же духе, и вы получите "тупых россиян", под стать "тупым американцам". Где воспитывавшийся в России с малолетства патриотизм? из 10 школьников старшего возраста в нашем селе 8 убеждены, что День Победы - это не праздник. Вот где крадется беда! А вы продолжаете "равняться на запад"...

  • С одной стороны, тьюторы нужны, конечно. Другое дело, что кадров такого уровня у нас нет, как впрочем и психологов хороших нет в школе. Введем мы эту ставку, а кто придет? Я считаю, прежде всего нужно вернуть в школу учителя! В прямом смысле этого слова.

  • Совсем недавно был принят один из самых обсуждаемых документов сферы образования в последнее время – профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Изучение положений уже принятого документа и анализ возможностей его приложения на практике, думается, еще будет занимать значительную часть 2014 года, поскольку профстандарт ориентирован на применение «работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года».

  • Должен любить работать с детьми. Должен понимать, что воспитание важнее обучения. Доучить можно, довоспитывать невозможно.

  • Я считаю, что тьютор в современной школе просто необходим, так как с каждым годом возрастает нагрузка на учителя. Тьюторы оказывали бы помощь ученикам и классным руководителям.

  • Считаю, что действительно необходимо освободить учителя-предметника от выполнения обязанностей классного руководителя, а значит, необходимо ввести в штатное расписание либо тьютора, либо отвлеченного классного руководителя! Этим разгрузить учителя и дать ему больше времени на самообразование и подготовку к урокам. Естественно, это требует дополнительных средств! А как же оптимизация! Вот вам и палка о двух концах!

  • В первую очередь, современный учитель - это человек, постоянно работающий в аду, то есть в школе. Среди учеников-бандитов и коллег-дикарей. Учитель находится в горячей точке, подвергается опасности. Следовательно, он должен быть приравнен к военному, получать военную зарплату в горячей точке, и рано выходить на пенсию.

  • А на мой взгляд,современной российской школе необходим учитель-предметник, качественно обучающий своих учеников, а не вынужденный постоянно заполнять огромное количество различных бумаг.

  • Образ учителя 21–го века – это образ какого-то универсального человека. Я считаю, что главная функциональная обязанность тьютора - не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Современный учитель это: учитель - наставник, учитель - мудрый собеседник, учитель – мастер. Учитель «новой школы» должен быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и умеющим повести за собой. Это, непременно, успешная личность. МБОУ Лицей №6 г. Невинномысск. Учитель географии Мощеева Т.Г.

    • Браво!!!Побольше учителей с такими рассуждениями!Завидую родителям ваших учеников)))Низкий вам поклон.Всего вам хорошего!

  • Тьюторы необходимы, они должны иметь специальную подготовку, лучше ориентироваться в мире современных профессий, на что часто у классного руководителя не хватает времени и сил, хотя есть желание помочь каждому ребёнку.

  • Очевидно, что введение дополнительной должности снимает ряд функциональных обязанностей с классного руководителя. Введение данной должности меняет штатное расписание, требует увеличения ФОТ. Но об эффективности введения данной должности можно судить только в процессе накопления опыта.

    • Алена Александровна Шкварюк
    • 25.11.2013
    • Ответить

    Не могу не согласиться с тем, что тьютор необходим современной школе. Общество в наше время предъявляет очень высокие требования к учителю. Необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться в рамках своей дисциплины, а это занимает очень много времени, особенно если делать это качественно и регулярно. Говоря о современном учителе, хотелось бы отметить то, что привить у ребенка интерес к предмету безусловно необходимо, но с моей точки зрения учитель также должен научить детей трудиться и развивать самих себя, постоянно совершенствоваться и не стоять на месте, ведь впереди у них большая и не всегда простая жизнь.

  • Светлана МБОУ СОШ №28. Учитель - это призвание. Багаж знаний,опыт работы, информационная и коммуникационная компетентность - это всё способствует успешной деятельности педагогов и учителей, но самое главное это любовь к детям и своей работе. Учитель заинтересовывает и мотивирует учащихся к самостоятельному поиску знаний, а тьютор бы мог помочь учащемуся с планированием и корректированием самостоятельной работы.

    • Скотникова Елена Валерьевна
    • 25.11.2013
    • Ответить

    Я считаю, что тьютор современным школьника просто необходим. Учитывая с каждым годом возрастающие нагрузки как у школьников, так и учителей, такой наставник был бы просто незаменим. Это была бы реальная помощь и учащимся, и классным руководителям. И согласна с моими коллегами, что это должна быть отдельная штатная единица.

  • Время диктует нам свои новые требования. Тьюторство в современном образовании – это педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования. “Учебный процесс, режим и характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного интереса, склонностей, способностей восприятия ученика”. “Движущие силы в ней – это педагог-тьютор и его подопечный”. Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп. Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе. Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ. Конечно, хорошо если такая ставка появится в школе.

  • На мой взгляд, тьюторы просто необходимы в российских школах. Если только это будет самостоятельная штатная единица. В этом случае это будет большой помощью педагогам. К тому же, по моему мнению, это оценят и родители. Так как человек, постоянно находящийся с детьми и необременённый какой-либо другой нагрузкой, сможет дать детям гораздо больше. Учитель истории МБОУ СОШ № 18 г. Невинномысска Данькевич А.Н.

  • МКОУ СОШ №2. Безусловно, тьютор необходим в современной школе. Считаю, что основная функциональная обязанность тьютора - это воспитание и становление личности.

  • Тьютор нужен школе. Он будет работать отдельно с каждым учеником, а не с целым классом в отличие от учителя. Следовательно тьютор поможет составить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, окажет помощь в создании личного портфолио обучающегося.

  • Учитывая требования ФГОС ООО, учащийся должен научиться не только получать информацию, но и использовать и перерабатывать ее с учетом поставленных задач, причем его самостоятельность и активность являются главными требованиями к новой модели ученика. Мы считаем , что тьютеры должны выполнять функции проводника между уже имеюшимися знаниями и тем опытом, который может ученик перенимать у взрослого (следуя концепции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) Администрация МБОУ СОШ №30 г. Пятигорска

  • Индивидуальные траектории обучения насущная необходимость, поэтому тьюторы школе нужны. Но хотелось бы чёткого обозначения тьюторского статуса в нормативных документах.

  • Хотелось бы в рамках дискуссионного клуба услышать об опыте работы школ из разных территорий, в которых тьюторы уже работают, об эффективности их работы, об оплате труда, их должностных обязанностях, организационных трудностях.

  • Очень интересно, вот только работать учителями не кому, не говоря о тьюторах. Если это будут `новые штатные единицы` - почему-бы и нет? А если эту работу будут выполнять классные руководители, являющиеся учителями-предметниками, то это как `милицию в полицию` - от перемены названия... Давно пора освободить учителя от второй, не оплачиваемой работы, которая времени и сил отнимает больше, чем основная. Наталья Бочарова МБОУ СОШ №27 г.Пятигорск

  • Очень интересно, вот только работать учителями не кому, не говоря о тьюторах. Если это будут `новые штатные единицы` - почему-бы и нет? А если эту работу будут выполнять классные руководители, являющиеся учителями-предметниками, то это как `милицию в полицию` - от перемены названия...Давно пора освободить учителя от второй, не оплачиваемой работы, которая времени и сил отнимает больше, чем основная. Наталья Бочарова МБОУ СОШ №27 г.Пятигорск

  • Учитель, это тот, кто учит. Задача учителя, это передача знаний и не более. На эффективность усвоения знаний влияет множество личностных факторов. Такие как: предрасположенности, способность концентрироваться, креативное мышление, социальное развитие и т.п. Развитием этих качеств занимаются педагоги (тьютор, если по-модному). Именно педагог должен отслеживать процесс развития учащегося и рекомендовать ему подходящих учителей. Не забывайте, что процесс образования, это всего лишь система. Учитель, как элемент системы, должен выполнять возложенную на него функцию. Эффективность введения нового элемента (в данном случае педагога) в систему, можно просчитать и оценить. До тех пор, пока четко не сформирована общая цель и стратегия российского образования, на основе, которой будет построена новая инфраструктура, любые изменения, это лишь затраты без всякого ощутимого результата.

  • Я считаю, что тьютор очень нужен школе. Такой наставник очень полезен ученику, но за неимением такой должности в российской системе образования как такового тьюторства в России нет. Учителя же, как правило, выступают в роли координатора, нежели тьютора. Конечно, трудно найти такое количество людей, которые бы работали на этой должности, да и неясно как к этому предложению отнесется государство.

  • На наш взгляд тьюторы нужны в российских школах. В их функциональные обязанности, прежде всего, должно входить выстраивание личностно ориентированной траектории обучения, что актуально и в основной школе, и при работе с одаренными и со слабоуспевающими детьми. Коллектив информатиков и математиков МБОУ СОШ №1 им. М.Ю. Лермонтова г. Пятигорска

sendgrid