up
Все теги  

Как поддержать одаренных детей?

Сегодня существует несколько способов выявления и поддержки одаренных детей. Один из них – взаимодействие вузов и средних школ. Формы такого сотрудничества могут быть разными. Некоторые школы готовят своих талантливых учеников для поступления в один профильный университет, другие заключают договоры сразу с несколькими. Часто в школах создаются «лицейские» классы, где обучение профильным предметам ведут университетские преподаватели. Нужно ли говорить, что во время учебы в вузе выпускники таких классов выгодно выделяются на фоне своих однокурсников?

Есть и другая форма сотрудничества, когда среднее учебное заведение создается непосредственно при вузе. Такие профильные лицеи есть при Московском государственном техническом университете им. Баумана (МГТУ им. Баумана), Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Поступить туда сложно, учиться еще сложнее, но очередь поступающих от этого не уменьшается.

Еще один интересный пример взаимодействия вузов и школ реализуется сегодня в Москве. В этом году здесь стартовал пилотный проект по созданию предуниверсариев – выпускных классов школ при ведущих университетах страны. Их основное отличие от уже существующих профильных лицеев состоит в том, что вузы становятся учредителями среднего учебного заведения, смогут самостоятельно составлять учебные программы и принимать участие в финансировании (напомним, что в прошлом году большинство столичных вузов утратили статус соучредителей подшефных школ).

Чтобы попасть в спецшколу, лицей или предуниверсарий, где на одно место претендуют сразу несколько человек, одаренным ребятам предстоит серьезный отбор. В одних школах прием осуществляется после вступительных экзаменов по профильным предметам, в других – по результатам ГИА (государственной итоговой аттестации за 9-й класс) и собеседования.

Но поступить в лицей или спецшколу в большинстве случаев оказывается проще, чем учиться в них. К ученикам там относятся не как к детям, а как к будущим студентам, и требования предъявляют соответствующие. Здесь больше учебных часов, усиленная подготовка по профильным предметам, а после обычных занятий многие лицеисты посещают факультативы, дополнительные занятия и научные секции. Но вместе с тем за время учебы ребята привыкают к требованиям выбранного вуза, учатся нестандартным способам решения различных задач, тренируются держать нагрузку. В результате процесс втягивания в студенческую жизнь проходит для них сравнительно безболезненно.

Однако сам факт учебы в профильных спецшколах, лицеях или  предуниверсариях не дает талантливым выпускникам никаких преференций и не гарантирует мест в выбранных вузах. По словам представителей университетов, ключевым параметром при поступлении по-прежнему являются результаты ЕГЭ. И тем не менее, желающих учиться в «особенных» школах меньше не становится. По результатам опроса Московского центра качества образования желание учиться в подобных классах высказали 11 тыс. учеников 8-10-х классов. 

Другая эффективная форма работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей – проведение конкурсов и олимпиад. Сегодня олимпиадное движение практически по всем школьным дисциплинам очень активно развивается. Для талантливых ребят – это возможность проявить себя и свои способности, получить новые знания и эмоции, познакомиться со многими интересными людьми.

Конкурсов и олимпиад ежегодно проводится великое множество, при чем их организаторами выступает не только государство, но и другие организации и вузы. Но самой важной и значимой в России вот уже много лет остается Всероссийская предметная олимпиада школьников, которая проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ. Участники этой олимпиады не только имеют возможность самореализоваться и заявить о себе, но и, в случае победы, получить льготы для поступления в высшие учебные заведения страны. Эти льготы законодательно закреплены в Законе «Об образовании».

Кроме призеров и победителей Всероссийской олимпиады право на льготы при поступлении имеют также члены сборных команд Российской Федерации, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победители и призеры олимпиад школьников. Порядок предоставления льгот при поступления в вузы прямо зависит от ее уровня и показателей, то есть победители и призеры олимпиад более высокого уровня имеют приоритет при получении льгот.

Комментарии

23 прокомментировать
  • Множество олимпиад, конкурсов (чаще платных, что не всегда по карману родителям сельских школьников) привлекает внимание обучающихся, развивает их интерес к определённому предмету, заинтересовывает разнообразием. Участие в олимпиадах позволяет оценить уровень подготовки учащихся, сравнить их результаты в рейтинге школы, района, региона. Согласна с высказываниями коллег, что работа по выявлению одаренных детей должна вестись с начальной школы. Затем с помощью индивидуальных образовательных маршрутов, деятельность учащихся должна контролироваться и направляться как педагогами школы, так и специалистами других учебных заведений. Для поддержания одарённых детей в школе функционирует предпрофильная подготовка учащихся 9 классов, профильные 10, 11 классы.

    • Татьяна Владимировна Приходько
    • 27.11.2013
    • Ответить

    Очень много говорится об организации работы по поддержке одарённых детей в условиях школьного и ВУЗовского образования. Тем не менее, начинать работу с одарёнными детьми необходимо как можно раньше. Полностью согласна с высказыванием Евгении Останкевич по поводу психолого-педагогической поддержки одарённых детей и ранней диагностики одарённости. Общество ожидает многое от таких детей, не учитывая их индивидуальные проявления личности. А ведь одарённый ребёнок - тоже ребёнок.

  • Согласна, что множество конкурсов, олимпиад помогает учащимся, проявить себя и свои способности, но думаю, что именно система дополнительного образования очень хорошо поддерживает и помогает в развитии одаренного ребенка.

  • Формы работы с одаренными детьми весьма разнообразны: абсолютно согласна с автором статьи, что это и взаимосвязь с ВУЗами, и участие в различных конкурсах и олимпиадах. Все это дает нашим детям дополнительную информацию к учебным материалам, самостоятельный поиск новых знаний, стимул поступлением или льготами при поступлении в престижные высшие учебные заведения, а также и саморазвитие, и авторитет в ученическом коллективе. Хотелось бы заострить внимание на требованиях к учителям, которым выпало счастье работать с такой категорией детей - это и особая подготовка, меньшая загруженность ставкой основной работы, мотивация...Думаю, если эти и другие факторы будут учтены, то данный вопрос будет эффективно решаться.

    • Алена Александровна Шкварюк
    • 25.11.2013
    • Ответить

    Конечно, участие в олимпиадах и конкурсах поддерживает интерес учащихся к предмету. Они видят свои результаты, стараются не останавливаться на достигнутом. Добавить, на мой взгляд, нужно лишь то, что поддерживать одаренных детей нужно с самого детства. Разработка индивидуального плана работы с такими детьми, возможно, еще один шаг к их успеху.

  • Множество конкурсов и олимпиад дают возможность оценить свои знания любому ученику на уровне муниципального, краевого и Всероссийского конкурса, испытать себя, посоревноваться со сверстниками.

    • Скотникова Елена Валерьевна
    • 25.11.2013
    • Ответить

    Мои ученики всегда с большим желанием участвуют в различных олимпиадах. Это действительно помогает увидеть уровень ученика и работу его учителя. К тому же сразу видны пробелы, недоработки. Дети еще с большим желанием идут вперед, пытаясь совершенствоваться.

  • Самое трудное - это заинтересовать ребёнка определённым предметом. Многие ребята учат только те предметы, по которым сдают ЕГЭ, а остальные вне их интересов. И к тому же в провинциальном городе, где почти нет высших учебных заведений, всё ложится на плечи школьных учителей-предметников, а краевые олимпиады составляют в основном вузы. Естественно, в выигрыше те, кто занимается с преподавателями вузов.

  • Я согласно, что множество конкурсов и олимпиад помогает учащимся, участвующим в них, проявить свои способности и поверить в себя.

  • Одарённый ребёнок – это всегда творческая личность. Согласна с авторами дискуссионного клуба, что участие школьника в олимпиадах помогает увидеть результат своих знаний. Замечательно, что есть выбор олимпиад. Мы с ребятами регулярно принимаем участие в различных конкурсах. Я, как учитель, вижу результат этой работы. Ученик начальной школы становится требовательным к уровню знания, а значит, в старшей школе ему легче будет усваивать объём знаний. С уважением Светашова В.Н.

  • Действительно, одаренных детей немного, но они есть почти в каждой школе. Поэтому важно выявлять их еще в начальной школе и создавать условия для оптимального развития. Необходимо уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых детей, ранней диагностике интеллектуальной одарённости. И тогда они успешно продолжат обучение и в профильной спецшколе, и в ВУЗе.

  • Валентина МБОУ СОШ № 28. Мы поддерживаем идею реализации программ работы по выявлению одаренных детей в ОУ. Так как участие талантливой молодежи в олимпиадах и конкурсах дает возможность им реализовать свои возможности и получить льготы для поступления в высшие учебные заведения.

    • Папакина Екатерина Алексеевна
    • 25.11.2013
    • Ответить

    Хорошо, что сейчас появилось много различных конкурсов и олимпиад, в которых могут принять участие ребята с самыми разными талантами, каждому есть, где проявить себя. Только бы очень хотелось, чтобы эти конкурсы не были состязанием между педагогами: дети не должны быть заложниками "игр взрослых". Темы и задания должны быть актуальны и интересны для детей.

  • Сегодня много конкурсов, олимпиад, в которых учащимся предлагают принять участие. Это один из способов для обучающихся проявить свои способности. Кроме того, это прекрасная стартовая площадка для развития детей с повышенными интеллектуальными способностями, помогающая выйти за рамки школьной программы. Обучающиеся не только демонстрируют свои знания, но и могут оценить свой интеллектуальный потенциал по сравнению с ровесниками, увидеть свои ошибки, наметить путь к поиску новых знаний.

  • В качестве одной из форм поддержки одаренным детей мне бы хотелось предложить менторство. Менторов можно привлекать периодически к работе с небольшими группами или с отдельными учениками для того, чтобы расширить их практические знания в какой-либо области. Менторами могут быть люди, ушедшие на пенсию с богатыми профессиональным знаниями и желанием поделиться ими, а также работающие специалисты, которые заинтересованы в притоке одаренной молодежи в свою область. Каранина В.А., МБОУ СОШ № 18 г. Невинномысска

  • Сегодня школам предлагают огромное количество платных олимпиад и конкурсов. Все ли они имеют право на существование? Соответствуют ли требованиям? Часто это только очередной способ некоторых дельцов заработать деньги , а не желание поддержать талантливую молодёжь. Я считаю, что не должно быть такого шквала предложений школам принять участие в платных олимпиадах и конкурсах. Должен быть утверждённый перечень.

  • Профильные спецшколы являются отличной стартовой площадкой для учебы в ВУЗе. Дети получают такую базу знаний, особенно по спецпредметам, что для них не составляет труда сдать ЕГЭ на высокие баллы, а затем оказаться более конкурентоспособными, оказавшись в рейтинге гораздо выше остальных абитуриентов. Разумеется, такие школы не рассчитаны на широкую публику, зато одаренные дети получают большие возможности для реализации своих способностей. Педагогический коллектив МБОУ СОШ №5 г.Пятигорска.

  • Олимпиадное движение действительно является основным способом поддержки и развития одаренных детей. Проведение олимпиад позволяет повысить качество образования в школе, правильно организовать и систематизировать индивидуальную работу с одаренными детьми.

  • Работа с одарёнными детьми - очень актуальное направление. Действительно, замечательная идея - программы по выявлению и дальнейшему педагогическому сопровождению одаренных детей совместно с партнёрами-учреждениями. Участие в олимпиадах, конкурсах и т. п. - это замечательно, но необходим профессиональный подход к выявлению одаренности детей.

  • Мы согласны с мнением организаторов дискуссионного клуба о проведении олимпиад как одном из способов поддержки талантливых детей. Олимпиады помогают создать почву, на которой растут таланты. Кроме того, проведение олимпиад обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка. Поэтому надо расширять взаимодействие вузов и школ в этом направлении. Зам директора по УВР Сошникова О.В., учитель Берестова Т.А.

  • Сейчас, действительно, много конкурсов и олимпиад проводится. В начальных классах дети активно участвуют в них, им интересно пробовать свои силы. Родители тоже довольны. МКОУ казачья кадетская СОШ № 10 г. Пятигорск

  • Поддерживаем работу по расширению поля взаимодействия общеобразовательного учреждения и учреждения и учреждений высшего профессионального образования в сфере реализации программы поддержки одаренных детей. Работа по выявлению и обеспечению психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на всех ступенях образования: от дошкольного до вузовского. педагогический коллектив МКОУ "СОШ № 6" Шпаковского муниципального района

  • Согласны с авторитетным мнением организаторов работы дискуссионного клуба. Поддерживаем идею реализации программ работы по выявлению и дальнейшему педагогическому сопровождению одаренных детей на уровне общеобразовательных учреждений совместно с партнерами- учреждениями высшего, средне-специального, дополнительного образования. Администрация МБОУ СОШ №1 им. М.Ю.Лермонтова г. Пятигорска.

sendgrid