up
Все теги  

Некоторые идеи по модернизации Российского Высшего Образования

ПРОБЛЕМА

 

Существующая сейчас система бюджетных мест не соответствует тем идеям, которые были заложены при ее введении. Изначально подразумевалось, что оплата образования за счет федерального бюджета даст возможность талантливым детям из малообеспеченных семей получить качественное образование. Сейчас же ситуация принципиально изменилась. Широко известные коррупционные схемы позволяют студентам пройти на «бюджет» за счет потасовки результатов ЕГЭ, дачи немалых взяток в приемных комиссиях (чтобы те закрыли глаза на результаты ЕГЭ или даже на его отсутствие) и т.д. В результате, действительно талантливые дети, честно сдавшие ЕГЭ, имеют балы более низкие, чем те, кто эти балы купил. Как следствие, они не попадают в ВУЗ, а их более обеспеченные сверстники спокойно учатся дальше за счет федерального бюджета. Как правило, такие ребята имеют  крайне скудную базу школьных знаний и, чтобы не быть отчисленными, несут взятки преподавателям ВУЗов. В итоге коррупция порождает коррупцию. Самое ужасное в этой ситуации то, что за счет федерального бюджета страна получает специалистов крайне низкого качества, а талантливые дети, способные стать новыми Королевыми, Курчатовыми, Туполевыми, Илюшиными, Капицами и др. остаются за бортом жизни.

 

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

 

Считаю, что нужно изменить систему оплаты обучения в высших учебных заведениях профессионального образования следующим образом.

 

Основная идея

 

Необходимо оплату за обучение производить не в начале учебного года (как это происходит сейчас), а в конце (т.е. после предоставления образовательных услуг). Расчет стоимости первого года обучения (после зачисления) вычисляется в соответствии со средним балом, полученным в результате сдачи ЕГЭ. Расчет стоимости каждого последующего года обучения вычисляется на основе среднего балла, полученного в результате сдачи экзаменов и прогрессивной шкалы скидок на обучение.

В результате оплата обучения будет формироваться следующим образом:

·         Если студент отучился весь год на отлично (средний бал 4.75-5.00), то он не оплачивает свое обучение в этом году и спокойно переходит на следующий курс;

·         Если студент отучился весь год на удовлетворительно (средний бал 3.00-3.25), то но оплачивает свое обучение на 100% и также переходит на следующий курс;

·         Если студент отучился весь год на любую другую оценку, то он оплачивает свое обучение пропорционально полученному среднему балу и также переходит на следующий курс;

·         Если студент отучился весь год и не может оплатить обучение (не может взять образовательный кредит) по рассчитанной стоимости, соответствующей его успехам, то он отчисляется с возвращением годовой стоимости обучения с учетом полученной скидки;

Чтобы заинтересовать ВУЗ в данной системе Министерство Образования и Науки РФ должно компенсировать ВУЗам недостающую стоимость обучения:

·         Если студент отучился весь год на отлично (средний бал 4.75-5.00), то Министерство возвращает ВУЗу 100% стоимости обучения студента;

·         Если студент отучился весь год на удовлетворительно (средний бал 3.00-3.25), то Министерство ничего не возвращает ВУЗу из стоимости обучения студента;

·         Если студент отучился весь год на любую другую оценку, то Министерство возвращает ВУЗу процент стоимости обучения пропорциональный полученному среднему балу;

Давайте проведем простейшие расчеты исходя из стоимости обучения 100 000 руб./год:

В любой группе обычно 5-10% отличников – не платят ничего (при новой схеме);

                                          20-30% хорошистов – платят 50% стоимости;

                                          60-75% троечников – платят 100% стоимости.

В группе 30 человек. Итого, при новой системе оплаты, в ВУЗ поступает от обучающихся 2 250 000 – 2 550 000 руб./год. Из федерального бюджета переводится сумма (на компенсацию) 750 000 – 450 000 руб./год. Сумма 3 000 000 руб./год.

Если считать, что в ВУЗе по данной специальности обучается две группы: бюджетная и коммерческая (контингент примерно одинаковый по умственным способностям), то ВУЗ получит 6 000 000 руб./год от всех обучающихся по данной специальности. При этом затраты федерального бюджета на компенсацию ВУЗу составят 900 000 – 1 500 000 руб./год.

При существующей системе оплаты за обучение ВУЗ получает 6 000 000 руб./год от всех обучающихся по данной специальности. При этом затраты федерального бюджета составляют 3 000 000 руб./год.

В результате внедрения новой системы оплаты обучения экономия составит: 2 100 000 – 1 500 000 руб./год.

 

Система экзаменов

 

Сдачу экзаменов и зачетов (далее экзаменов) необходимо осуществить по принципу ЕГЭ с некоторыми изменениями.

Современные ВУЗы повсеместно оснащены компьютерными классами и имеют доступ к Интернету. Необходимо в нескольких (в зависимости от числа тестируемых) компьютерных классах развернуть соответствующее программное обеспечение, подключенное к региональному серверу тестирования. Все региональные серверы тестирования должны быть подключены к Единому серверу тестирования Министерства Образования и Науки РФ.

Сдача экзамена по предмету должна осуществляться в компьютерном классе в он-лайн режиме с обязательной видео регистрацией образа экзаменуемого (вебкамера) и процесса экзамена (камера в классе). Результаты экзамена должны автоматически обрабатываться на региональном сервере (равно как и образ тестируемого), а результаты должны незамедлительно отправляться в ВУЗ, а также на Единый сервер тестирования Министерства Образования и Науки РФ сразу же после окончания экзамена. Присутствие сотрудников ВУЗа на экзамене категорически запрещено.

 

Служба «РосТест»

 

Для предотвращения фактов коррупции в процессе проведения экзаменов при Министерстве Образования и Науки РФ необходимо создать единую службу тестирования - «РосТест». Следить за проведением экзамена должны сотрудники РосТеста. Причем выбор кандидатуры сотрудника, который будет присутствовать на том или ином экзамене должен осуществляться хаотически в автоматическом режиме на Едином сервере тестирования Министерства Образования и Науки РФ.

Служба «РосТест» должна напрямую подчиняться Министру (введение соответствующего заместителя) и финансироваться непосредственно из Министерства Образования и Науки РФ. Финансирование службы «РосТест» следует осуществлять за счет средств федерального бюджета (сэкономленных в результате внедрения новой системы оплаты за обучения), а также за счет коммерческой деятельности.

 

Единая служба тестирования - «РосТест» должна быть интегрирована в образовательную систему ВУЗа, но при этом не должна ни административно, ни финансово зависеть от руководства ВУЗа. Финансирование деятельности службы должно осуществляться за счет федерального бюджета (30%), а также за счет коммерческой деятельности (70%):

·         Проведение тренировочных экзаменов для студентов, готовящихся к сессии;

·         Проведение повторных экзаменов для студентов имеющих академические задолженности.

Проведение первого тренировочного экзамена должно осуществляться бесплатно (для всех желающих), а каждая последующая тренировка должна составлять 0,50%-1,50% от стоимости обучения (стоимость обучения 100 000 руб./год – стоимость тренировки 1500 руб.).

Проведение повторных экзаменов (пересдача) должно осуществляться платно и должна составлять 2,50%-4,00% от стоимости обучения с увеличивающим коэффициентом 1,50 (стоимость обучения 100 000 руб./год – стоимость первой пересдачи 4000 руб., второй 6000 руб., третьей 9000 руб. и т.д.). Число пересдач по одному предмету – не более 5 раз. Время, отводимое на закрытие всех академических задолженностей – 1 месяц. Если студент имеет академические задолженности по истечении выше обозначенного срока, то он отчисляется из ВУЗа.

 

Результаты экзаменов

 

Результаты экзаменов, проведенных службой «РосТест», должны в автоматическом режиме пересылаться руководству ВУЗа, оставаясь при этом на Едином сервере тестирования Министерства Образования и Науки РФ.

В результате Министерство Образования и Науки РФ получит:

·         Реальную картину успеваемости студентов ВУЗов;

·         Реальную картину качества преподавания в ВУЗах;

·         Реальный рейтинг ВУЗов в зависимости от качества преподавания и успехов студентов.

Результаты тестирования следует сделать общедоступными для того, чтобы:

·         Родители учащихся могли отслеживать их успеваемость;

·         Потенциальные работодатели могли «отслеживать» успехи будущих работников.

Немаловажным фактором является и тот момент, что многие ВУЗы, с целью сохранения штата преподавателей переводят нерадивых студентов на следующие курсы обучения при наличии академических задолженностей (в некоторых ВУЗах число таких задолженностей составляет до 20 и более). Это вынужденная мера, так как число ставок по кафедрам ВУЗа определяет исходя из числа студентов, поэтому ВУЗам приходится «тянуть балбесов», чтобы не растерять штат преподавателей. В результате люди, которые должны быть отчислены по неуспеваемости и пополнить ряды Вооруженных Сил РФ, спокойно уклоняются от службы за счет такой полулегальной лазейки.

Поэтому результаты успеваемости студентов ВУЗов должны регулярно пересылаться с сервера тестирования Министерства Образования и Науки РФ на сервер Министерства Обороны РФ.

 

Положительные эффекты от внедрения предложения

 

1.      Повысится качество выпускников ВУЗов, за счет появления у них сильной экономической мотивации. Как следствие, умные, молодые, энергичные и ответственные люди придут в Российскую Науку и Производство, отчего все, несомненно, выиграют;

2.      Снизятся неэффективные затраты федерального бюджета на обучение студентов, которые имеют низкий уровень знаний и не хотят его улучшать;

3.      Снизится коррупционная составляющая среди преподавателей ВУЗов, так как они будут фактически отстранены от процесса приема экзаменов и никак не смогут повлиять на их результат. Кроме того у преподавателей ВУЗов появится больше времени заниматься научными исследованиями и методической работой, так как на проведение экзаменов (особенно пересдач) тратиться до 20 %  времени преподавателя ВУЗа;

4.      Снизится коррупционная составляющая среди преподавателей школ, проводящих ЕГЭ, так как его результаты никак не смогут повлиять на возможность продолжения обучения (за исключением первого года) в выбранном ВУЗе;

5.      Родители студентов и их потенциальные работодатели смогут эффективно отслеживать успехи (или неудачи) своих студентов, контролировать процесс обучения и принимать соответствующие меры. Кроме того создание Единой Базы студентов позволит легче проводить социальные исследования

6.      Служба «РосТест» может также привлекаться для проведения ЕГЭ и других мероприятий подобного профиля.

 

Отрицательные эффекты от внедрения предложения

 

1.      Возможно появление некоторого уровня коррупции в службе «РосТест», но для этого есть соответствующие органы, которым будет проще следить за одной конкретной структурой, чем за всеми ВУЗами сразу.

 

ВЫВОДЫ

 

Наша страна задыхается от неквалифицированных кадров. Непрофессионализм некоторых новоиспеченных «специалистов», не вписывается ни в какие рамки. Разработанное предложение отчасти позволит решить данную проблему и превратить тезис «Высшее образование для всех» в тезис «Высшее образование для лучших».

Возможно, многие скажут, что весь смысл предложения заключается в очередном поднятии цен на обучение. Я с ними не соглашусь. Платить больше будут только те, кто «валяет дурака» в ВУЗе за государственный счет, те, кто честно трудится и старается получить максимум знаний, не заплатят ни копейки. Скажу короче: «нет денег – старайся, есть деньги – экономь».

Комментарии

5 прокомментировать
  • Алексей, а почему в школах нет вакансий? Почему учителя работают на полторы - две ставки (http://yadi.sk/d/wvfwaF4-0QpR), а вакансий нет?

  • В нашем вузе по специальности - педагогика - идут работать 50-60% выпускников. Пошли бы больше, но проблемы с вакансиями в городских школах, жильем, низкой заработной платой для начинающих педагогов.

  • Добрый день. У меня вопрос, скорее всего он будет относиться к вопросам модернизации высшего образования. Есть ли статистика, сколько студентов, окончивших вуз идут работать по специальности? Ведь студент, который учится на бюджетной основе берет на себя обязательства (не юридические конечно же), в том, что учась бесплатно он пойдет работать по специальности, по которой его бесплатно и обучают. Разве не так? На основе этой статистики можно говорить о распределении бюджетных мест в вузах.

  • Согласен, что материальная заинтересованность - это великая мотивация в образовании. Настораживает растущий приоритет надзорных функций за преподавателем.К сожалению, это общая тенденция в образовании. Если исходить из того, что преподаватель будет работать эффективно только из страха наказания, то число надзорных органов должно расти. Но кто надзирает? Эффективно может контролировать либо более квалифицированный специалист, либо алгоритмизированная система, которую такие специалисты создают.Учитывая ФГОС, где каждый вуз строит свои программы - это очень проблематично. А может дать возможность преподавателю работать на одну ставку и получать достойную заработную плату? Довериться его профессионализму, если он выбран по конкурсу? Это более трудный путь, но на чем сильней контроль, тем изощреннее нарушения.

  • В отличии от школ, которые учат по единым программам, в вузвх существуют сотни специальностей и тысячи курсов. Многие из этих курсов уникальны. Кто будет составлять тысячи тестов? Зачастую профессор, читающий курс - крупнейший специалист в данной области. Если не в мире, то в России. Кто, кроме него, может проверить усвоение знаний? На примере ЕГЭ хорошо видно, какая сложная задача создать корректные и полные экзаменационные материалы даже по нескольким школьным предметам. В вузах эта проблема на порядки сложнее.

sendgrid