up
Все теги  

Некоторые идеи по основным критерием оценки качества технических ВУЗов РФ

Становым хребтом любого государства является его система образования. Уровень и качество данной системы определяют научный, экономический и промышленный потенциал страны. Никакой стремительный и качественный рывок в развитии страны не возможен в принципе, без тщательной и всесторонней подготовки научно-технических кадров. Однако любая подготовка должна соответствовать определенным критериям качества, так как невозможно воспитать «хороших» инженеров в «плохих» ВУЗах. К сожалению, годы «реформ» привели к тому, что наша система высшего образования, бывшая некогда общемировым образцом, к настоящему моменту практически полностью прогнила, погрязла в коррупции и нищете (хотя, глядя на некоторых ректоров можно подумать об обратном). Я уже довольно долго работаю преподавателем ВУЗа, прошел все педагогические ступеньки от «ассистента» до «доцента», и могу ответственно оценить ситуацию «изнутри». К сожалению, за красивыми фасадами многих российских ВУЗов скрывается практически полный развал и глубокая деградация. Этого больше нельзя терпеть! Мы не должны жить с философией страусов и прятать голову в песок не замечая происходящего. Давайте трезво оценим качество российских ВУЗов! Возможно, мы ужаснемся. Но уверяю Вас, этот ужас пойдет во благо, так как после бурных эмоций, криков, стенаний и плача (в основном со стороны прессы и «обиженных» корупционеров) мы сможем с горячим сердцем и холодной головой, как говаривал Феликс Эдмундович, наконец-то начать движение вперед! Только так, последовательно, трезво оценивая ситуацию, мы сможем переломить негативный тренд деградации, нависший над нашей системой образования.

 

Итак основные критерии оценки качества технических ВУЗов:

 

ИНДЕКСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

 

Данный блок индексов позволяет судить о том, насколько эффективно расходуется бюджет ВУЗа, и какое количество средств выделяется ежегодно на обновление его научно-исследовательской и учебно-методической базы. Чем выше эти индексы, тем более современным научным и методическим обеспечением обладает ВУЗ, а значит, преподавание в таком ВУЗе ведется по более современным программам на качественно более высоком уровне. Оснащение ВУЗа современными лабораториями, тренажерами и стендами позволяет готовить более квалифицированных специалистов, способных после выпуска сразу приступить к работе (так как на тренажерах и стендах они уже получили необходимую практику). Оснащение ВУЗа современными специализированными приборами, научными установками, исследовательскими машинами позволяет проводить научные исследования высокого качества (на уровне передовых ВУЗов мира).

Важнейшим показателем экономической эффективности ВУЗа является доля средств, полученных ВУЗом за счет выполнения проектно-исследовательских и научно-изыскательских работ для сторонних заказчиков (в том числе и в форме государственных и иных грантов). Этот показатель позволяет судить о том, насколько востребованы исследования, выполняемые учеными ВУЗа, в России и за рубежом. Этот показатель неразрывно связан с уровнем научного и методического оснащения ВУЗа, а также с уровнем творческой активности профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Чем выше этот показатель, тем более эффективно используются ежегодно закупаемое оборудование, а также более активно развивается «инновационная мысль» на местах. Низкие значения данного показателя говорят о том, что дорогостоящее оборудование просто пылится на полках и практически никак не используется (Есть ли смысл давать гранты таким ВУЗам?).

 

Итак, индексы экономической эффективности:

 

1.            Индекс рентабельности ВУЗа - коэффициент показывающий, сколько средств было всего выручено ВУЗом от общей совокупности средств, потраченных ВУЗом за отчетных период;

2.            Индекс обновления учебно-методической базы ВУЗа – коэффициент показывающий, сколько средств было потрачено ВУЗом на приобретение нового учебно-методического оборудования (компьютеры, специализированное программное обеспечение, лабораторные стенды, профессиональные тренажеры и т.д.) от общей совокупности средств, вырученных ВУЗом за отчетных период;

3.            Индекс обновления научно-исследовательский базы ВУЗа - коэффициент показывающий, сколько средств было потрачено ВУЗом на приобретение нового научно-исследовательского оборудования (специализированные приборы, научные установки, исследовательские машины, расходные материалы (образцы) и т.д.) от общей совокупности средств, вырученных ВУЗом за отчетных период;

4.            Индекс привлечения сторонних средств ВУЗом – коэффициент показывающий, сколько средств было получено ВУЗом за счет выполнения проектно-исследовательских и  научно-изыскательских работ для сторонних заказчиков (в том числе и в форме грантов) от общей совокупности средств, вырученных ВУЗом за отчетных период;

 

ИНДЕКСЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:

 

Данный блок индексов позволяет судить о том, насколько эффективно используется творческий потенциал профессорско-преподавательский состава ВУЗа, а также насколько эффективно в ВУЗе ведется педагогическая деятельность. Чем выше показатель творческой активности, тем больше количество и выше качество научных и учебно-методических работ, представляемых сотрудниками ВУЗа, а значит большее количество сотрудников ВУЗа включено в «инновационную деятельность».

Высокие индексы творческой активности в совокупности с высокими показателями экономической эффективности говорят о том, что в ВУЗе активно передаются студентам не только профессиональные знания, но и включаются в педагогический процесс результаты исследований сотрудников ВУЗа (значит, большее количество студентов помимо учебы участвует в разнообразных исследовательских проектах – отсюда и большее количество научных и учебно-методических работ).

Низкие показатели творческой активности в совокупности с низкими показателями экономической эффективности говорят о том, что в ВУЗе просто нет необходимого оборудования для того, чтобы вести эффективную научную и педагогическую деятельность (Зачем такой ВУЗ нужен?).

Низкие показатели творческой активности в совокупности с высокими показателями экономической эффективности говорят о том, что у преподавателей ВУЗа есть необходимое оборудование, но нет желания вести эффективную научную и педагогическую деятельность (Зачем такие преподаватели нужны?).

Важнейшим показателем творческой активности преподавателей и студентов ВУЗа является число студентов принявших участие и победивших в различного рода профессиональных соревнованиях и олимпиадах. Данный показатель наиболее ярким образом свидетельствует о качестве подготовки студентов ВУЗа, а также способствует росту известности ВУЗа среди абитуриентов, а значит и к увеличению, как количества абитуриентов, так и их качества. Соревновательный дух, заложенный в данный индекс, будет подталкивать ВУЗы к более тщательной педагогической работе, целью которой станет подготовка потенциальных участников соревнований к будущим победам, от которых в немалой степени будет зависеть эффективность ВУЗа в целом. Несмотря на то, что здесь возможны две стратегии: большее количество участников (массовость) или лучшее качество подготовки отдельных студентов (элитарность), в обоих случаях студенты выигрывают, так как преподаватели вынуждены будут более ответственно относится к предмету своей деятельности, самосовершенствоваться, внедрять «инновационные методики» чтобы не отстать от «конкурентов» из других ВУЗов.

 

Итак, индексы творческой активности:

 

5.            Индекс научной активности преподавателей ВУЗа – коэффициент показывающий, сколько научных статей, подготовленных профессорско-преподавательским составом ВУЗа, вышло в общероссийских и международных профильных журналах (журналы из списка ВАК, отраслевые журналы, материалы общероссийских и международных конференций, международные журналы) от общей численности профессорско-преподавательского состава ВУЗа за отчетный период:

6.            Индекс методической активности преподавателей ВУЗа – коэффициент показывающий, сколько учебников и методических пособий по профилю ВУЗа, подготовленных профессорско-преподавательским составом ВУЗа, вышло в общероссийских и международных издательствах (общероссийские издательства, международные издательства, издательства ВУЗов) от общей численности профессорско-преподавательского состава ВУЗа за отчетный период:

7.            Индекс изобретательской активности преподавателей ВУЗа – коэффициент, показывающий, сколько авторских свидетельств и патентов на изобретения было получено профессорско-преподавательским составом ВУЗа от общего численности профессорско-преподавательского состава ВУЗа за отчетный период:

8.            Индекс творческой активности учащихся ВУЗа – коэффициент показывающий, сколько студентов ВУЗа принимали участие и победили в соревнованиях и олимпиадах, различного уровня (городские, краевые, республиканские, общероссийские, международные соревнования), проводимых по профильным направлениям подготовки ВУЗа за отчетный период от общей численности студентов, обучающихся в ВУЗе;

 

ИНДЕКСЫ ВНЕШНЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

Данный блок индексов позволяет судить о том, насколько эффективно ведется взаимодействие профессорско-преподавательского, а также студенческого состава ВУЗа с российским и мировым научным сообществом. Чем выше показатели внешней и международной деятельности, тем чаще ВУЗ взаимодействует с ведущими российскими и мировыми университетами в плане проведения семинаров, конференций, симпозиумов, приглашает большее количество иностранных преподавателей (студентов), а также отправляет своих преподавателей (студентов) для обмена опытом. Эти показатели чрезвычайно важны, так как показывают, что ВУЗ не «варится в собственном соку» на достижениях 30-ти и 50-ти летней давности, а шагает в ногу со временем, перенимает передовой педагогический и научный опыт. Также высокие показатели внешней и международной деятельности говорят о мировом признании ВУЗа, так как приглашение российских преподавателей для обмена опытом за границу, свидетельствует о передовых позициях нашей страны в данных областях знаний.

 

9.            Индекс организаторской деятельности – коэффициент показывающий, сколько семинаров, конференций и симпозиумов различного уровня (городских, краевых, республиканских, общероссийских, международных), было проведено ВУЗом по профильным направлениям подготовки за отчетный период от общего количества семинаров, конференций, симпозиумов, проводимых ВУЗами данного региона РФ;

10.        Индекс международной деятельности – коэффициент показывающий, сколько студентов и преподавателей ВУЗа участвовали в программах внутрироссийских и международных обменов (для студентов - межвузовские обмены, стажировки, а также производственные и преддипломные практики в крупных российских и международных фирмах) (для преподавателей - приглашение общеизвестных российских и иностранных ученых и инженеров) за отчетный период от общей численности студентов и преподавателей ВУЗа;

 

Экстремальные (максимальные и минимальные) значения вышеприведенных индексов должны быть получены путем мониторинга (2 года) деятельности передовых ВУЗов страны по вышеприведенной методике и далее должны быть рекомендованы всем остальным ВУЗам в качестве ориентировочных показателей. Далее необходимо дать остальным ВУЗам РФ время на переход на новую систему оценки эффективности (3 года), а также на улучшение своих показателей. По истечении вышеуказанного времени (5 лет) необходимо провести всеобщую оценку эффективности ВУЗов РФ, после которой следует применить административные меры к отдельным ВУЗам РФ, имеющим низкие показатели эффективности. Характер и степень применяемых мер должны зависеть от уровня соответствующих показателей.

 

С уважением,

кандидат технических наук,

доцент кафедры «Механика»,

ФГБОУ ВПО «Государственный Морской

Университет имени

адмирала Ф.Ф.Ушакова»,

Починков Роман Адольфович

Комментарии

0 прокомментировать
sendgrid