up
Все теги  

Выбор изучаемых предметов - основа формирования самостоятельности и ответственности

Новые стандарты для бакалавриата и магистратуры подразумевают большую самостоятельность и сознательность студента. Однако, эта идея не получила адекватного механизма реализации в российских университетах.

Студенты должны с первого курса получать право и быть обязаны выбирать свою образовательную траекторию, продумывая и возвращаясь к ее планированию каждый семестр. Причем такая самостоятельность должна нарастать к старшим курсам. Дисциплины по выбору должны соответствовать интересам и потребностям студента, а не просто формально быть предоставляемыми университетом. Для этого нужно отойти от жесткого деления студентов на группы и ввести простые и прозрачные механизмы предварительной регистрации на курсы последующего семестра. Организация учебного процесса, конечно, поменяется, но в лучшую сторону - можно будет гораздо более гибко формировать учебные группы и экономить как аудиторный фонд, так и нагрузку преподавателей.

В американских университетах такая система существует давно. Нет никакого "выбора группой", когда всех студентов записывают на тот или иной предмет, в зависимости от предпочтений деканата и рапортуют наверх, что в программе есть элективный компонент :) Каждый студент там становится уникальным "продуктом" и делает себя сам. Если он выбирает предметы "полегче", чтобы формально получить диплом, то это не пройдет, т.к. есть обязательный минимум по количеству и уровню сложности изучаемых дисциплин. На уровне магистратуры пропорция дисциплин по выбору и обязательных примерно 70/30. Магистры часто выбирают сложные предметы и занимаются вместе с докторантами. Почти все учебные курсы (дисциплины) обновляются ежегодно и меняются как содержательно, так и по форме (например, вводятся электронные курсы). Студент "голосует" своим выбором дисциплины и преподавателя за те или иные нововведения, и система обратной связи работает постоянно.

У нас же такой системы почему-то боятся. Но как тогда мы собираемся улучшать свое высшее образование и выпускать "в жизнь" таких профессионалов, которые могут сами найти работу или создать свое рабочее место (дело, проект и т.п.)?

Комментарии

5 прокомментировать
  • Я согласен за такую идею! предположим студент поступил в политехнический институт, у студента нет мотивации к учебе, так как он не заинтересован в тех предметах какие ему поставили в план. в итоге специалист из него может выйти плохой. в институте он учил предмет по которому он плохо учился... нашел работу там где от этих знаний по предмету зависят множество человеческих жизней... а если второе высшее ему нужно... трата времени... если идея воплотится - студент выбирает что ему интересно, например он пошел учится на психолога и на гида по туризму или учителя физкультуры... он в них заинтересован, он будет активно участвовать в научных работах, в следствии качество знаний улучшается и выход специалистов увеличивается... Ekaterina может пусть правительство возьмет и скопирует эту систему за границей, как в прошлом скопировали ЕГЭ

  • В ВУЗе, как и в школе, есть основополагающие предметы и те, которые уже специализированы. То, что студенту надо дать возможность выбирать проходимые курсы - спору нет, но при этом базу он обязан освоить полностью. Именно не готовность ответить на вопроса, что причислять к базовым, а что пустить в "свободный полёт" и тормозит введение "выборной" формы обучения. И как не странно, именно наши выпускники ВУЗов с "заторможенным свободным выбором предметов" пользуются спросом на рынках Европы и США.

  • Те кто поступают в вуз уже целеустремленны, амбициозны и понимают, чего хотят от жизни. и естественно, что именно в вузе выборные предметы имеют место быть (не путать со школой, где практически все предметы играют важную роль).

  • К предыдушему комментатору: проблема прежде всего не в наших головах, а в головах чиновников и управления. Отдельно взятый человек может изменить направление своих взглядов и т. п., но наша весьма громоздкая и устаревшая система правительства, образования и т. п. - вряд ли.

  • Для реализации вашей идеи необходимо внести изменения в российский менталитет: воспитывать сознательность, ответственность и целеустремленность в каждом школьнике с 1 класса. это первая часть проблемы. Вторая часть - техническая. Механизмы предварительной регистрации потребуют серьезной перестройки бухгалтерского учета в вузах. Попробуйте зайти хотя бы в бухгалтерию любого вуза и сами все поймете. Проблема в наших головах.

sendgrid