up
Все теги  

Новая концепция преподавания истории России направляется на утверждение президенту

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории была одобрена сегодня на расширенном заседании совета Российского исторического общества (РИО) и направляется президенту РФ Владимиру Путину.

"Мы завершаем только первый этап работы, впереди – организация конкурса на написание учебника", – заявил спикер Госдумы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Одна концепция, сотни замечаний

Ответственный секретарь РИО, начальник Аналитического управления аппарата Госдумы Андрей Петров рассказал, что последние изменения в проект концепции вносились буквально накануне. Петров напомнил, что первый этап общественного обсуждения концепции проходил в онлайн-режиме и тогда поступило более 600 конструктивных замечаний, "которые подлежат обработке – не шутки, не ругательства".

Второй этап начался 25 сентября, в его рамках несколько раз в неделю на различных площадках проходили общественные обсуждения, в том числе с военными, а также на площадке ассоциации учителей и родителей. "Считаем, что рабочая группа справилась со своей задачей по подготовке концепции", – отметил Петров.

В состав авторского сообщества, работавшего над проектом, входили два с лишним десятка авторитетных историков, авторов учебных пособий, представителей педагогического сообщества. В общей сложности в работе над концепцией приняли участие более тысячи человек, чьи замечания и предложения были учтены при подготовке документа. Обсуждение продолжалось четыре месяца, а большинство отзывов, отмечают в РИО, касались истории ХХ века.

"Трудные вопросы" в школьной истории

Как следует из проекта нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, концепция включает примерный перечень вопросов, вызывающих сложности при преподавании. 

Перечень составлен на основе предложений учителей истории, на практике сталкивающихся с недостатком материалов и достоверной информации о некоторых моментах. В связи с этим авторы концепции предлагают подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. "Тем самым будет сформировано единое научно-образовательное пространство и закреплена роль учебника истории как навигатора", – говорится в проекте.

Всего таких "трудных мест" 20. Среди них – причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка деятельности СССР в условиях "холодной войны"; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов ("шоковая терапия", методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

О чем расскажет новый учебник

Концепция предполагает также изучение ярких социально-экономических и политических примет новейшего времени.

В частности, в разделе "Россия в 2000-е годы: вызовы времени и задачи модернизации" содержатся понятия и термины "рыночная экономика", "шоковая терапия", "дефолт", "либерализация цен", "приватизация", "ваучер", "залоговый аукцион". В будущих учебниках расскажут о том, кто и что такое "челноки" и челночная торговля, финансовые пирамиды, потребительская корзина, естественная монополия, диверсификация производства, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), расширение НАТО на Восток.

Последней в списке дат этого периода истории России стоит избрание Владимира Путина президентом РФ в 2012 году.

Что хотели донести до школьников создатели концепции

По мнению научного руководителя проекта по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, директор Института всеобщей истории (ИВИ) РАН Александра Чубарьяна, "новая концепция включила новейшие достижения науки – такова была первая цель авторского коллектива". Другой целью, по его словам, было "донести до учащихся базовые положения отечественной истории, которые формируют основное представление о ней". "Ещё одной важной задачей было показать историю с различных сторон, чтобы учащиеся видели, что она состоит из разных факторов, влияющих на процесс", – добавил он, констатировав, что "история не бывает черно-белой, она состоит из тонов, полутонов, разных красок".

Как особо отметил Чубарьян, важно было показать человека в истории. Академик назвал это "новацией, которая раньше не присутствовала в учебниках". По его мнению, "необходима дальнейшая работа над персоналиями", так как в процессе разработки концепции к её создателям поступало немало откликов, требовавших расширить список исторических персон, о которых "должны знать школьники".

В целом, заявил научный руководитель проекта, "мы хотели показать весь спектр жизни России, потому что воспитание строится не только на положительных примерах, для него необходимо знать и трагические страницы истории".

В этом действительный член РАН видит также и большое значение концепции для исторической науки. "Мы обозначили болевые точки, которые требуют дальнейшего осмысления и изучения, поэтому открывается большое поле и для дальнейших дискуссий между учёными", – объявил он.

"Теперь нужно заняться всеобщей историей, – добавил директор ИВИ РАН. – Только в России она преподаётся в самом широком спектре, наравне с отечественной историей, и мы этим гордимся. В других странах упор делается на национальную историю. Но теперь надо синхронизировать концепции, чтобы не получался разрыв в преподавании отечественной и мировой истории".

Источник: ИТАР-ТАСС

sendgrid